Крупнейшие контейнерные операторы мира — Maersk Line, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM — договорились о создании альянса P3 Network. Компании объединят сети и часть флота по направлениям Азия—Европа, Тихий океан и Атлантика. Потребность в формировании альянса свидетельствует о том, что для мирового судоходства настали по-настоящему тяжелые времена, считают эксперты. Еще не решено, будет ли P3 Network работать в Украине.

Датский контейнерный оператор Maersk Line, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и французская CMA CGM договорились о создании долгосрочного оперативного альянса P3 Network на маршрутах Восток—Запад, сообщили вчера в Maersk. Операторы занимают соответственно первые три места по объемам перевозок в мире — их общая доля составляет около 37%. "Большая тройка" планирует создать единую сеть обслуживания по трем наиболее загруженным направлениям: Азия—Европа, транстихоокеанское и трансатлантическое.

Работа этого альянса — своего рода код-шеринг (совместное использование линий) в сфере морских перевозок. Компании создадут единый операционный центр, который будет управлять судами. А клиенты получат возможность выбирать среди большего количества рейсов. К примеру, в направлении между Азией и Северной Европой в рамках P3 Network будут доступны до восьми рейсов в неделю. Компании выделят для работы альянса 255 судов, способных перевозить 2,6 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) — это около 40% операционных мощностей компаний. Управлять судами будет совместный единый центр, но право собственности на суда останется у компаний. Линии будут самостоятельно организовывать продажи, маркетинг и обслуживание клиентов в интересах каждого из операторов. 42% мощностей, включая самые большие контейнеровозы в мире Triple E, предоставит Maerks Line. Доля MSC составит 34%, доля CMA CGM — 24%. "Наши клиенты получат привлекательные условия и стабильные услуги. А принадлежащие нам большие суда Triple E будут работать в сети, не увеличивая при этом долю избыточных мощностей на направлении Азия—Европа",— заявил глава отдела Maersk по торговле и маркетингу Винсент Клерк. 

Пока неизвестно, будет ли P3 Network работать в Украине. "Пока не решено, где станет функционировать альянс, и какие услуги будут включены,— рассказал "Ъ" генеральный директор Maersk Ukraine (крупнейший оператор контейнерных перевозок в Украине) Йеспер Педерсен.— Разработка проекта еще не завершена. Пока подписан только меморандум о намерениях". Создание альянса требует серьезной технической проработки и разрешений от регуляторов каждой из стран, задействованных в перевозке. Поэтому начало совместной эксплуатации направлений возможно со II квартала 2014 года. 

Уже сейчас в черноморском регионе контейнерные линии Maersk Line, MSC и CMA CGM занимают первые три позиции. По данным Informall, в I квартале этого года линия MSC занимала 24,59% рынка в общем объеме груженых контейнеров, Maersk Line — 18,79%, CMA CGM — 10,76%. Общий грузооборот терминалов региона составил 432,4 тыс. TEU (+14,88%; груженых контейнеров).

У MSC и CMA CGM уже есть объединение с ограниченными возможностями по совместной эксплуатации флота, оно было создано в 2011 году. Желание Maersk присоединиться к альянсу главных конкурентов подчеркивает, насколько сильно индустрия борется с избыточными мощностями, слабым спросом и нестабильными ставками на перевозку, которые упали в течение последних 12 месяцев на 70%, пишет The Financial Times. Так, CMA CGM была вынуждена реструктурировать свой банковский долг в начале этого года, в то время как Maersk дал рынку понять, что перенесет свои основные инвестиции в сферу портов и нефти — бизнес доставки грузов становится все менее привлекательным и рисковым. 

Другие крупные контейнерные линии из топ-20 начали объединяться в союзы более десяти лет назад. "На большинстве торговых путей работает еще более 15 конкурирующих перевозчиков. Альянс P3 Network не повредит конкуренции",— заявил The Financial Times руководитель отдела исследований контейнерного рынка компании Drewry Нил Деккер.