Вхождение Крыма в состав Российской Федерации добавило головной боли судо­владельцам и грузоотправителям разных стран. Так, Международная морская организация (IMO) может наложить запрет на заход в крымские порты. Например, если выведет их из-под действия Международного кодекса по охране судов и портовых средств (ISPS).

Для тех, кто раньше отправлял грузы через Крым транзитом, полуостров уже малопривлекателен. Ведь полноценное железнодорожное сообщение есть только с Украиной, а движение на материк ныне чревато осложнениями. Тем не менее даже вывезти из Крыма выращенное там же зерно или привезти туда товары, рассчитанные на местную реализацию, не так просто.

Есть риски для промышленников Донбасса, которые традиционно отправляли грузы из азовских портов через Керченский пролив. Особенно в случае военных столкновений. Как ранее отмечал директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, сложнее всего будет металлургическим заводам, "которые выстроили свои логистические цепочки через азовские и крымские порты". Речь идет о предприятиях "Метинвеста" Рината Ахметова, "Индустриального Союза Донбасса" Сергея Таруты и "Донецкстали" Виктора Нусенкиса. По подсчетам эксперта, доставка грузов по железной дороге в порты Большой Одессы увеличивают себестоимость на $20–25 за тонну металла.

Пока у судов с украинским грузом проблем с прохождением Керченского пролива нет. Однако никто не может сказать точно, чего ожидать в дальнейшем. В портовой среде поговаривают, что Россия будет требовать контроля над 80% территории Азовского моря и придется договариваться о возможности плавать через него и украинским, и иностранным судам.

По всей вероятности, со временем проход украинских судов и судов третьего флага в морские порты Украины станет предметом отдельных договоренностей между Россией и Украиной. И переговоры предстоят сложные. Российское министерство иностранных дел заявило, что после присоединения Крыма к РФ Керченский пролив уже не может являться предметом переговоров о разграничении акваторий Черного и Азовского морей. Но посол по особым поручениям МИД Украины Леонид Осаволюк уже заявил, что аннексия Россией Крыма не закрыла вопрос о делимитации Керченского пролива, Азовского и Черного морей.

Важно также, какую позицию украинская власть займет в отношении Крыма и как будет организовано транспортное сообщение с ним. Могут ведь и вправду добиваться вывода крымских портов из-под действий ISPS, временно ограничить заход в украинские порты тем судам, которые посещали крымские порты, и т.д.

Если позиция Кабмина будет жесткой, не исключено, что суда под украинским флагом ожидают сложности при прохождении Керченского пролива. "А это в свою очередь может привести к тому, что остаток отечественного торгового флота собственники переведут под более удобные флаги, — считает директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова. — Тем более что нерезидентные юрисдикции предлагают весьма льготные условия — низкую стоимость регистрации и продления, а также зачастую отсутствие налогообложения доходов, полученных от использования судна, отсутствие или очень низкие таможенные пошлин. А процедура регистрации занимает, как правило, не более двух недель с момента предоставления всех документов в легализованной форме".

Это совершенно не вяжется с ранее заявленными намерениями правительства способствовать увеличению количества судов, зарегистрированных в Украине (чтобы получить больше налогов в казну). Недавно, напомним, Министерство инфраструктуры сообщило о финальной стадии разработки законопроекта о Международном реестре морских и речных судов. В документе должны быть собраны и адаптированы к национальным условиям мировые стандарты процедуры регистрации флота, зафиксированы приемлемые ставки налогообложения как самой регистрации, так и доходов от эксплуатации. В министерстве также обещают "выгодные для банков алгоритмы участия в сделках купли-продажи работающих судов и инвестирования в строительство новых".

Косвенно присоединение Крыма к России может заставить уйти под "удобные флаги" и российских судовладельцев. Дело в том, что Запад угрожает ужесточением санкций в отношении России, если та не прекратит дальнейшую эскалацию на Украине. Вряд ли кому-нибудь из судовладельцев понравится даже просто излишнее внимание к его судну.

Как показывает опыт, возможны и более жесткие варианты, вплоть до запрета заходить в порты. Так, ранее США уже грозили судам, заходившим в иранские, северокорейские и сирийские порты, ограничить на полгода возможность захода в порты США. А американское подразделение датской судовладельческой компании AP Moller-Maersk оштрафовали на более чем $3 млн. за нарушение санкций США против Ирана и Судана — за доставку грузов в эти страны. Около месяца назад депутат Европарламента и член комитета по внешней политике Чарльз Теннок заявлял, что Турция могла бы закрыть пролив Дарданеллы (доступ ко всем черноморским портам) для российских коммерческих судов. Например, под предлогом защиты интересов крымских татар, которые хотят оставаться гражданами Украины.