Правительство Николая Азарова отметилось многими громкими проектами, которые так и не были завершены.

Наиболее знаменит проект постройки терминала по приему сжиженного газа в Одесской области. Он носит название LNG- (от английского Liquefied Natural Gas) или СПГ-терминал (сжиженный природный газ).

Лоббированием идеи занимался Госинвестпроект под руководством Владислава Каськива. Кульминацией процесса стало подписание договора с "лыжным инструктором" Хорди Бонвехи в ноябре 2012 года.

INSIDER попытался разобраться, нужен ли стране этот проект? И захочет ли новая власть его закончить?

Морская диверсификация

Главный аргумент в пользу терминала - возможность диверсификации источников поставок газа в Украину. После смены власти эта проблема усилилась.

На энергозависимость Украины влияют:

1. Отказ от предоставления скидок на основе "харьковских соглашений", которые денонсировала Госдума России, увеличит стоимость российского газа.

2. Захват самопровозглашенными властями Крыма госкомпании "Черноморнафтогаз", которая добыла 1,65 млрд кубометров газа в 2013 году, что составляет 7% добываемого в Украине топлива.

3. Из-за аннексии Крыма отложена разработка морского шельфа Черного моря, а значит, не будет увеличения собственной добычи газа.

4. Проблемы, возникшие у Дмитрия Фирташа, снижают вероятность того, что его компания Ostchem обеспечит промпредприятия газом по цене, ниже российской.

Проект терминала на первом этапе предусматривает использование плавучего танкера, который будет обеспечивать регазификацию природного газа для последующей подачи в газотранспортную систему.

Второй этап предусматривает строительство стационарных объектов, которые обеспечат регазификацию. Технико-экономические показатели этого проекта, в том числе его стоимость, до сих пор уточняются, пояснили INSIDER в Минэнергоугля.

Ранее Владислав Каськив сообщал, что аренда терминала на морской платформе обойдется стране в $60 млн в год. Чтобы окупить ее, стоимость перевалки газа должна стоить $25–30 за тысячу кубометров.

Платформу планировалось взять в аренду у американской компании Excelerate Energy. Это уже в следующем году дало бы возможность поставлять в Украину газ в объеме до 5 млрд кубометров.

Со временем, эксплуатация LNG-терминала, по мнению авторов проекта, позволит нарастить мощность до 10 млрд кубометров в год. Приблизительная стоимость проекта -  846 млн евро.

Преемник Каськива в Госагентстве по инвестициям и управлению национальными проектами Сергей Евтушенко считает, что расходы будут ниже. "Регазификационный корабль стоит примерно 250-350 млн долларов", - говорит Евтушенко.

Бывший председатель координационного совета Национального проекта "LNG-терминал" Виталий Демьянюк оценивает затраты еще ниже.

"Я могу сказать точно, что терминал мощностью до 4,5 млрд кубометров в год мы могли бы построить за $100-115 млн, - говорит Демьянюк. – Речь идет об использовании технологий, которые базируются на плавающем регазификационном судне".

Источники газа

Координаторы проекта сообщали, что Украина заключила соглашение с Азербайджаном об импорте 10 млрд кубометров газа в год на первом и до 20 млрд кубометров на втором этапе сотрудничества.

Впрочем, все эти документы оказались лишь протоколами о намерениях.

Хотя в Азербайджане добывается достаточно природного газа, существует неразрешимая проблема – на восточном побережье Черного моря нет завода по его сжижению.

Скептически к азербайджанскому источнику относится и Минэнергоугля во главе с Юрием Проданом.

"На сегодня существует ряд факторов, которые замедляют процесс реализации этого проекта. Азербайджанской стороной - потенциальным поставщиком - не определены окончательные сроки строительства на побережье Черного моря терминала по сжижению природного газа. Без этого поставки сжиженного газа в направлении отечественного LNG-терминала невозможны", - сказал Продан корреспонденту INSIDER.

"Важен вопрос стоимости газа, который гипотетически может завозиться в Одессу, поскольку топливо из Северной Африки будет превышать стоимость российского или европейского, поставляемого трубопроводными маршрутами, - говорит независимый эксперт по энергетике Валентин Землянский. - За последние три года Украине так и не удалось определиться с возможными поставщиками сжиженного газа".

Газовозы через Босфор не пройдут

Потенциальным источником газа мог бы стать Катар и, в меньшей степени, Алжир. В этих странах есть заводы по сжижению газа и налажены контакты с перевозчиками.

Однако газ еще необходимо завести в Черное море через Босфорский пролив, контролируемый Турцией.

В Минэнергоугля не уверены в том, что Турция даст разрешение на пользование этим маршрутом.

"Турция должна придерживаться требований Монтрейского соглашения 1936 года по беспрепятственному пропуску торговых судов через Босфор в мирное время. Однако проход танкеров со сжиженным газом из-за большой длины этих судов потребует адаптации навигационных и лоцманских подразделений, обслуживающих Босфор, к особенностям прохода этих танкеров проливом, говорит Юрий Продан. – Судно дедвейтом в 150 тысяч т имеет длину более 300 м, а потому для его прохода через Босфор необходимо создавать спецусловия".

Для газовозов нужно перекрывать встречное движение, обеспечивать проход только в дневное время и при благоприятных погодных условиях, осуществлять проведение судна в сопровождении специальных катеров оборудованных световой и шумовой сигнализацией.

По словам министра, без достижения отдельных договоренностей с турецкой стороной танкеры будут простаивать на подходе к проливу по несколько недель. Учитывая, что суточный простой такого судна стоит, в зависимости от дедвейта, несколько десятков тысяч долларов, поставки сжиженного газа могут оказаться неконкурентоспособными.

"Европейский газовый рынок достаточно высококонкурентный. Украина как серьезный игрок не устраивает ни одну из европейских стран Черноморского бассейна и Средиземного моря", - говорит эксперт Землянский.

По его словам, основная причина противодействия – это ряд проектов по транзиту энергоносителей (ТАНАР, ТАР, терминалы в Румынии и Испании), для которых украинский LNG-терминал будет прямым конкурентом.

"В осенне-зимний период при плохой погоде сотни судов простаивают в ожидании разрешения на проход проливов, - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - Стамбул неоднократно заявлял о необходимости дополнительных мер безопасности, а значит, роста издержек, при проходе через проливы газовозов. Позиция Турции была озвучена еще правительству Азарова: инвестируйте в строительство терминала на побережье Эгейского моря".

Экономическая нецелесообразность

Окупится ли постройка терминала, учитывая эти проблемы?

"Экономическая целесообразность проекта была и остается достаточно условной. Прежде всего речь идет о себестоимости проекта, которая составляет порядка миллиарда долларов", - говорит Валентин Землянский.

О том, что сейчас LNG-терминал Украине не нужен, в феврале заявлял и бывший министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий.

"Экономическая целесообразность проекта зависит от наличия в Украине потребителей, готовых покупать газ по высокой цене. С учетом расходов на регазификацию и возврат кредитов цена газа приближается к $500 за тысячу кубометров", - говорит Марунич.

Поиск инвесторов

Планировалось, что проект будет реализован, как государственно-частное партнерство. Однако никаких твердых договоренностей ни с одним зарубежным инвестором, кроме "лыжного инструктора", так и не было достигнуто.

Государство такой проект профинансировать не способно. Бюджет-2014 принят в экономном варианте. "Ситуация крайне тяжелая, денег на какие-то новые крупные инфраструктурные проекты нет", - заявил в марте министр инфраструктуры Максим Бурбак.

В Мининфрастуктуры не ответили на запрос INSIDER, сославшись на то, что этот вопрос в компетенции других органов.