Проблемы появились неожиданно: в первые восемь месяцев текущего года рост пассажиропотока превысил 12%, что было совсем не похоже на катастрофу, однако на этом радужном фоне вновь снизилась доходная ставка и начались серьезные проблемы с обслуживанием долга. Сентябрьский локальный долговой кризис, к счастью, не повлек катастрофический последствий, проблемные перевозчики смогли частично рефинансировать задолженность и продолжить операционную деятельность. Но выводы отрасль должна сделать сейчас: когда начнется настоящий кризис, связанный с падением спроса, его глубина и острота будут несопоставимы с вчерашними проблемами.

Быстрее и дешевле

Выход из кризиса 2008-2009 годов был стремительным и не потребовал больших усилий от российских авиакомпаний. Уже в первом квартале 2010 г. начался восстановительный рост потребительского спроса, составивший 33,7% к I кварталу 2009 г. Восстановительный рост продолжался весь 2010 год, а с I квартала 2011 г. темпы роста спроса начали совпадать с ростом номинальной заработной платы (рис. 1). По нашим оценкам, от 85% до 90% прироста пассажиропотока в период после 2009 г. пришлось на частное потребление, т.е. спрос, оплаченный из собственных средств пассажиров. Оно — частное потребление — было локомотивом роста весь период между кризисом 2008-2009 гг. и началом экономической рецессии в конце 2014 г.

Напротив, корпоративный спрос, тесно привязанный к динамике ВВП и промышленного производства, характеризовался значительно более умеренной динамикой. С I квартала 2013 г. темпы роста B2B-рынка настолько ослабли, что крупнейшие авиаперевозчики начали менять привычную компоновку пассажирских салонов в сторону увеличения доли кресел экономического класса.

Под влиянием роста денежных доходов населения неуклонно повышалась доступность авиаперевозок, выраженная в отношении номинальной месячной заработной платы к средней стоимости сегмента: с 2,8 в 2009 г. до 4,0 в 2013 г. Во многих российских регионах была преодолена условная граница массового спроса, а значит, при дальнейшем росте доходов спрос какое-то время увеличивался по экспоненте.

Дальше читайте на сайте ato.ru