Крупные инфраструктурные проекты в Литве, Латвии и Эстонии являются, прежде всего, альтернативой российской стратегии экономической реинтеграции постсоветского пространства. Их реализация - характерный пример углубляющегося разделения ранее относительно единого в инфраструктурном смысле Балтийского региона на две части: Балтийский регион Европейского союза и Балтийский регион Евразийского союза. Смогут ли Литва, Латвия и Эстония противостоять экономической реинтеграции постсоветского пространства?

В контексте долгосрочной экономической стратегии России удар по экономикам балтийских стран становится объективно неизбежным явлением. Экономическим приоритетом России является создание на территории СНГ Евразийского экономического пространства с разветвленными экономическими связями и налаженной системой экономической взаимопомощи. Литва, Латвия и Эстония, существующие в рамках аналогичного и альтернативного евразийскому европейского пространства, оказываются исключены из процессов интеграции и формирования практик экономического сотрудничества. 

Косвенным признанием зависимости балтийских экономик от связей со странами СНГ стала предсказуемо нервная реакция властей Латвии и Литвы на недавнее заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко о намерении перенаправить основной грузопоток белорусского экспорта из портов Вентспилса, Клайпеды и Риги в порты Ленинградской области РФ. Эта реакция не удивительна. Треть грузов, переваленных Клайпедским морским портом в 2011 году, приходится на продукцию белорусского экспорта (прежде всего, калийные удобрения).

Услуги по транзиту белорусских грузов приносят до 3 миллиардов долларов годового дохода бюджету Литвы и обеспечивают занятость около 12 тысяч ее граждан. Важное место занимает белорусский грузопоток и в логистическом бизнесе Латвии. Переориентация этого грузопотока на Выборг и Усть-Лугу чревата серьезными проблемами для экономики и социальной сферы балтийских республик (в Литве, например, из 25 млрд. литов доходной части госбюджета, Клайпедский порт, специализирующийся на перевозке белорусских удобрений, переводит в бюджет 34 млн. литов). Более того, если считать, что данное решение было принято не исключительно Белоруссией, а является частью единой экспортной политики стран Таможенного союза, то заявление Лукашенко становится для стран Балтии очень тревожным сигналом. Из всех грузов обслуживаемых, например, портами Латвии, 95% грузов приходят с Востока - из России, Белоруссии, Казахстана, то есть стран Таможенного союза. Перевалка отечественной экспортной продукции отечественными же портами давно объявлена российским правительством своим экономическим приоритетом. 

В свою очередь энергетические проекты в балтийских республиках подчинены идее размежевания с Россией в области энергетической инфраструктуры. Для политических элит стран Балтии энергетический вопрос приравнен к вопросу независимости своих стран. В Литве, например, кризис энергобезопасности понимается как энергетическая зависимость от России, дающая последней возможность политического диктата. Соответственно, все проекты Литвы в области энергетики завязаны на преодоление зависимости от России в этой сфере. Это относится к проекту строительства Висагинской АЭС. Это относится к проектам Nord Balt и Lit Pol Link – строительству электрокабелей со Швецией и Польшей. Это относится к поискам сланцевого газа в Балтийском море и проекту строительства терминала для хранения сжиженного газа. Для всех балтийских стран это относится к программам транзита газа из Норвегии, установки на побережье «ветряков» и использования солнечных батарей. В Латвии в публичную сферу регулярно вбрасывается тема возобновления строительства Даугавпилской ГЭС на Даугаве.

Проект строительства в Калининградской области хаба - глубоководного комплекса для крупных контейнеровозов и судов типа «ро-ро» - связан с намерением перенаправить поток российских грузов из Клайпеды в российский порт, так же как модернизация российских портов в Финском заливе связана с намерением перенаправить туда грузопотоки из Риги и Таллина. Сюда же можно отнести проект газопровода «Северный поток», проходящего по дну Балтийского моря в обход «стран-транзитеров».

Характерно, что по проектам строительства атомных электростанций в Балтийском регионе сотрудничество наблюдается строго по двум антагонистическим линиям: «Россия-Беларусь» и «Польша-Литва». При том обилии противоречий, которое существует внутри этих двух пар, между ними существует стратегическое согласие по вопросу об интеграции в рамках одного экономического пространства. 

Этот процесс обусловлен, в том числе политикой: страны Балтии боятся «имперских амбиций» России, Россия считает страны Балтии рассадниками неонацизма и главными носителями русофобии в Восточной Европе. Однако в долгосрочной перспективе процесс инфраструктурного разделения Балтийского региона связан со стратегическом курсом Балтийских стран на интеграцию в европейское пространство и стратегическим курсом России на экономическую реинтеграцию постсоветского пространства. Поэтому вместо объединявшей страны региона Игналинской АЭС проектируется Балтийская АЭС для Калининградской области и Висагинская АЭС для Литвы, Латвии и Эстонии.

Возникают сомнения, удастся ли странам Балтии осуществить переориентацию своей инфраструктуры на Европейский союз без ущерба своим экономикам. Такие проекты, как Висагинская АЭС для Литвы, Латвии и Эстонии являются нерентабельными. Очевидно, они не могут быть реализованы без финансовой поддержки Европейского Союза. И здесь ключевым фактором становится проблема экономического благополучия ЕС, переживающего хронический долговой кризис. Существующие сейчас проекты взаимодействия балтийских республик и ЕС в области инфраструктуры (такие, как Rail Baltica) вызывают сомнение в их экономической эффективности. В конечном счете, лишившись своей исторической специализации - транзита сырья с востока на запад, и не получив поддержки из Европы Прибалтика рискует впасть в затяжную экономическую депрессию.