Как стало известно "Ъ", 15 стран ЕС готовы предоставить Гостаможне доступ к информации об отправителе и получателе груза, его весе и кодах товаров. По мнению экспертов, такое сотрудничество могло бы стать реальным сразу после подписания договора о зоне свободной торговли с ЕС. Доступ к таможенной информации будет способствовать выявлению контрабанды и помогать отслеживать полноту уплаты налогов при "сером" импорте. Чтобы ликвидировать все лазейки минимизации таможенных платежей, необходима стоимость товара, но эту информацию ЕС не предоставит.

Вчера в рамках европейского форума руководителей таможенных служб стран ЕС, кандидатов на вступление в ЕС и стран СНГ глава Гостаможни Игорь Калетник попытался активизировать переговоры об обмене предварительной таможенной информацией с ЕС. Киев получил поддержку этой инициативы еще в ходе прошлогодней конференции "Восточное партнерство". "Идет процесс ликвидации технических преград. Каждое государство ЕС должно согласовать свою позицию сначала внутри страны, а потом с Еврокомиссией",— уточнил он. 

Получение доступа к информации позволит таможенникам узнавать характеристики импортного товара еще до момента пересечения им границы. "Если не будет обмена информацией, все останется по-прежнему — постоянные разгрузки-загрузки, досмотры. Мы хотим, чтобы никто не мог повлиять на процедуру таможенного контроля, стоимостные характеристики с целью уменьшения налогообложения. База должна быть наполнена за счет информации, которую мы получим, и не будет необходимости досматривать транспортные средства",— считает Игорь Калетник. 

Пока Украина обменивается данными о транспортных средствах с Польшей и Молдавией, готовится пилотный проект с Белоруссией, проект с Турцией — на этапе технического согласования. "Я не являюсь техническим специалистом, но мы видим, что пилотные проекты работают между странами—членами восточного соседства и странами ЕС. Это один из лучших путей налаживания обмена предварительной информацией, барьеров мы не видим",— заявил генеральный директор генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Еврокомиссии Ханс Зурек. 

Один из высокопоставленных участников переговоров сообщил "Ъ", что инициативу украинской таможни поддерживают 15 стран ЕС, среди которых — Польша, Словакия, Венгрия и Румыния, а также Бельгия, Финляндия и Швеция. По его словам, Украина претендует на получение данных, которые содержатся в книжке Carnet TIR: весовая характеристика груза, информация о его отправителе и получателе, коды товаров. "О данных по таможенной стоимости речь не идет. В ЕС считают, что она содержит много коммерческой информации,— добавляет собеседник "Ъ".— ЕС хочет оценить эффективность процедуры обмена данными с Россией, которая осуществляется с 2009 года, и обязательно посетить пункт пропуска Украины с Молдавией, на котором мы обмениваемся соответствующими данными". 

Ни господин Калетник, ни собеседник "Ъ" не смогли спрогнозировать, когда Украина подпишет соответствующее соглашение со странами ЕС. Хотя ранее директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка заявлял, что к концу 2012-го—началу 2013 года Украина "перейдет к вопросам налаживания обмена информацией". По мнению сопредседателя таможенного комитета "Европейской бизнес ассоциации" Дениса Шендрика, подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС могло бы ускорить процесс согласования. На первом этапе, отмечает он, даже объема предоставляемой информации — от количества транспортных средств до веса груза — будет достаточно. "Однако это лишь позволит таможне выявлять контрабандные потоки. А если говорить о полноте уплаты налогов, то нужна таможенная стоимость",— считает господин Шендрик. 

В то же время член правления Ассоциации таможенных брокеров Борис Магарычев уверен, что доступ к информации на 80% перекроет каналы уклонения от уплаты налогов. "Это обезопасит страну от нечистых на руку бизнесменов, которые пытаются занижать уплату налогов. Но вопрос в другом — будет ли таможня воспринимать полученную информацию в полном объеме и оформлять по первому методу (по цене контракта.—"Ъ") или она продолжит работать по своей базе?" — резюмирует он.