Сельхозпредприятие "Нибулон" (Николаев) в 2012 году введет в эксплуатацию два речных терминала по перевалке зерна в Переяслав-Хмельницком и Кагарлыкском районах Киевской области. Предполагается, что переяслав-хмельницкий объект будет запущен до 1 июля, а кагарлыкский - в третьем квартале. Мощность единовременного хранения каждого терминала составит около 76 тыс. тонн. Это не так уж много. К примеру, емкость зернового терминала компании ТИС в акватории порта "Южный" равна примерно 370 тыс. тонн. Правда, и задачи у речных терминалов иные.

По данным "Нибулона", общая стоимость инвестпроекта в Киевской области, который также включает строительство элеваторного комплекса в с. Дениховка Тетиевского района (введен в эксплуатацию в декабре прошлого года), составляет около полумиллиарда гривен.

"В Украине существует проблема с логистикой зерна. Уже не хватает вагонов для его транспортировки в порты. Речные терминалы и перевозки по воде значительно разгрузят железную дорогу и удешевят логистику. Наличие таких терминалов позволит производителям дороже продавать свою продукцию трейдерам", - говорит руководитель аналитического департамента консалтингового агентства AAA Мария Колесник. Этой позиции придерживаются и в правительстве. Недавно премьер-министр Николай Азаров заявил о необходимости развития речной перевозки песка, щебня, зерновых и других сыпучих товаров.

Предприятие "Нибулон", один из главных отечественных экспортеров зерна, располагает элеваторными мощностями общей вместимостью свыше миллиона тонн, а также перегрузочным терминалом в Николаеве. Строительство речных терминалов компания проводит в рамках масштабного проекта по восстановлению судоходства на Днепре и Южном Буге. Она собирается построить 17 элеваторов и речных терминалов и обзавестись собственными плавсредствами. Генеральный директор "Нибулона" Алексей Вадатурский утверждает: после реализации проекта предприятие сможет перемещать по Днепру и Южному Бугу до трех миллионов тонн зерна в год. "Это при том, что вся Украина сейчас перевозит один миллион тонн", - отметил Вадатурский.

Проект по возрождению судоходства по Днепру и Южному Бугу компания реализует с 2009 года с переменным успехом. Так, в 2011-м "Нибулон" приостанавливал строительство речных терминалов. Как тогда пояснили "Эксперту" на предприятии, основной причиной стали проблемы с получением зерновых экспортных квот (см. "Рейдерство и квоты", "Эксперт" №7 (293) от 28 февраля 2011 года). В СМИ также появлялась информация о попытках рейдерского захвата "Нибулона" структурами, близкими к народному депутату Юрию Иванющенко (в последнее время он находится за пределами Украины).

Сейчас, судя по всему, дела у сельхозпредприятия налаживаются.