Ситуация проста, даже банальна, случается со многими в Украине, так как у нас практика ночных поездов – обычное дело. Я тоже не против ночных рейсов, даже «за», но иногда бывает так, что поезда приходят на станцию назначения в не совсем удобное время. Неудобное – для пассажира.

Так и случилось со мной. Я прибыл симферопольским поездом №310 в Одессу. На вокзал состав пришел в 4.40 ночи (или утра, если вам будет угодно, дела это не меняет). Подъезжая, поразмыслил – и решил взять у проводника билет: мало ли, какие там правила в зале ожидания на этот момент. Дело в том, что городской транспорт начинает работу, примерно, в шесть часов утра, так что я понимал, что час или более того мне придется «куковать» на вокзале.

С намерением «куковать» в ожидании «маршруток» я взял билет и отправился на второй этаж Одесского железнодорожного вокзала, где традиционно размещается зал ожидания. Именно там начались «интересности». Ибо на женщину в форме, стоявшую за стойкой при входе в зал ожидания, мой билет не произвел вообще никакого впечатления. Мне было заявлено, что это «зал для транзитных пассажиров», то есть для тех, у кого билет – НА ПОЕЗД. У меня же был билет – С ПОЕЗДА. Я пробовал было подключить логику, которая была у меня до прихода на вокзал (и была, как оказалось, у других людей, приходивших туда с билетами после меня) и которая говорит, что, сойдя с поезда и имея билет, я могу какое-то разумное время пользоваться социальными услугами железной дороги. Так как я оплатил билет со всевозможными сборами. Но на это я получил просто поразительный ответ: «Сойдя с поезда, вы больше не являетесь пассажиром железной дороги».

Можно было, конечно, оплатить свое присутствие в зале ожидания. Железнодорожница за стойкой мне это неоднократно предлагала (как я понимаю, это основной момент истории). Цена там вряд ли «смертельная». Но это дело принципа: у меня билет, я три минуты назад сошел с поезда, железная дорога привезла меня в город в тот момент, когда транспорт не работает. Это не моя прихоть, так как я оказался в этой ситуации благодаря железной дороге – поезд пришел по расписанию ночью. Я не обвиняю предприятие, составлять расписание – это их дело, но обеспечить какой-то минимальный набор социальных прав они обязаны. Здесь речь идет даже не о правах пассажира, речь – о правах человека.

Мне было предложено выяснить ситуацию у начальника вокзала. Железнодорожница за стойкой с надписью «Черговий по вокзалу/Начальник вокзалу» объяснила мне, что залов ожидания для всех категорий пассажиров на вокзале нет (мол, не самый большой, тупиковый и т.д.), а также то, что существует методика определения категорий пассажиров – и, согласно ей, я действительно уже не являюсь пассажиром железной дороги. Но она согласилась помочь мне и дала распоряжение пустить меня в зал без платы – до шести утра, времени начала работы городского транспорта. То есть, как бы по-человечески.

Я этой возможностью воспользовался. Но факт остается фактом. Кроме того, я видел и нескольких других пассажиров, которых в зал не пустили по тем же причинам, что и меня. Их аргументы «Но мы только что приехали!» точно так же не действовали. Я не размахивал журналистским удостоверением (которое иногда еще в Украине оказывает влияние), я вообще его не показывал – и решил эту маленькую неприятную проблему только потому, что «уперся».

Согласно аудиоролику, который «крутили» на вокзале, в здании имелись три зала ожидания: 1.) повышенной комфортности; 2.) для инвалидов; 3.) для транзитных пассажиров. То есть, я и такие, как я, не попадали ни в одну из этих категорий. Хотя нас должно быть весьма немало, так как ночных поездов в Украине – большинство.

И здесь дело уже не в Одесской железной дороге, а в деятельности «Укрзалізниці» в целом. Акты и правила имеют довольно расплывчатые формулировки. Например, «Правила перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України» говорят, что «зал очікування – спеціально обладнане приміщення вокзалу, призначене для тимчасового перебування  пасажирів, які очікують відправлення чи прибуття поїзда… Для забезпечення тимчасового відпочинку пасажирів,  які будуть  від'їжджати, на вокзалах повинні бути зали очікування та можуть розміщуватись кімнати відпочинку, кімнати матері та дитини, зали очікування підвищеного комфорту, зали для інвалідів та ін.». Ничего – о прибывших пассажирах. На сайте «Укрзалізниці» 25 февраля 2011 года пассажирке по имени Наталья был дан ответ, где, в частности, сказано: «На другому поверсі вокзалу Одеса-Головна розміщено зал очікування транзитних пасажирів на 304 місця, який працює цілодобово. Всі пасажири з проїзними документами без обмежень знаходяться в залі безкоштовно». Опять же – трактовать вполне можно в духе железнодорожниц, с которым общался и я, так как социальные права прибывших пассажиров не упоминаются.

Возможно, я чего-то не нашел – и потом выяснится, что пассажиры, прибывшие на вокзал в ограниченное возможностями время суток (например, ночное), имеют какой-то набор социальных прав. И тогда я вновь задам свой вопрос (почему меня не пускали в зал ожидания?). Но если одесские железнодорожницы оказались правы, то у меня вопрос к Госадминистрации железных дорог Украины (ака «Укрзалізниця»): вы о правах человека слышали?

Я пробыл на вокзале до 5.55 – и ушел на «маршрутку». А в это время в здании «крутился» другой аудиоролик – что-то о месячнике повышения качества обслуживания пассажиров.