Прошедшее в октябре Одессе заседание "Диалог-клуба" на тему упрощения торговых процедур в морских портах по международным стандартам на уровне ВТО оказалось достаточно представительным. В нем, в частности, приняли участие эксперты Европейской экономической комиссии ООН, представители Администрации морских портов Украины (АМПУ), Департамента анализа рисков Государственной фискальной службы Украины, Одесской таможни, а также Ассоциации таможенных брокеров Украины и ассоциации "Укрвнештранс".

Участникам заседания были представлены данные исследования логистических процессов в Одесском порту, проведенные в несколько периодов 2014 и 2015 года, а именно – исследования времени прохождения товаров по методологии Всемирной таможенной организации. Речь шла о том, как влияет предпринятое в последние годы усовершенствование информационных и торговых процедур в морском порту (внедрение Информационной системы портового сообщества (ИСПС), улучшение информационного обмена между ведомствами) на эффективность логистики – и о том, какие факторы следует учитывать в дальнейших изменениях.

Так, в декабре 2014 года была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители администрации, контролирующих служб и ряда субъектов хозяйствования Одесского морского порта. Координатором группы стала Одесская таможня ГФСУ. Тесно сотрудничали с данной рабочей группой и специалисты компании "ППЛ-33-35" – разработчика ИСПС. Данные исследования представил заместитель генерального директора этой компании Алексей Орлов.

Специалисты рассматривали процессы, связанные с прохождением товаров в контейнерах, – такие как прибытие судна, грузовые работы и их продолжительность, предоставление документов экспедитором, разрешение на вывоз груза от таможни, въезд и выезд транспортного средства из порта и т.п. Замеры проводились в три периода: с 20 по 30 января 2014 года, с 15 по 25 июня 2014 года и с 20 по 30 января 2015 года.

mytnycia

В результатах исследования времени оформления товаров в контейнерах специалист акцентировал внимание на влиянии субъективного фактора. "90,2% контейнеров были оформлены в пункте пропуска Одесского порта с использованием предварительной таможенной декларации – с объемом данных, необходимым для пропуска через таможенную границу Украины. Однако при этом средний показатель пребывания товаров в контейнерах на территории порта – от прихода судна до пропуска на таможне – во много раз превышает время, потраченное на их таможенное оформление", – заявил Алексей Орлов.

Так, среднее время от прибытия судна до истребования прибывших товаров участниками транспортно-экспедиторской деятельности и их пропуска на таможне – составило 172 часа 46 минут, при этом собственно на таможенное оформление уходило лишь 3 часа 36 минут.

Подобная ситуация была установлена и в процессах, касающихся работы с грузом в порту и вывоза его за пределы пункта пропуска. Рабочая группа исследовала среднее время от прибытия судна в порт до выезда транспортного средства с грузом из порта – в период с 20 по 30 января текущего года.

"Среднее время выгрузки с судна составило 9 часов 14 минут, а время от завершения грузовых работ до подачи электронного наряда в ИСПС, в том числе поступления наряда в очередь ИСПС, – 32 часа 24 минуты. То есть на протяжении 32 с половиной часов контейнеры не истребовались участниками транспортно-экспедиторской деятельности – для движения с территории порта путем отгрузки на транспортные средства", – подчеркивает замдиректора "ППЛ-33-35".

Анализ по 3359 контейнерам (1892 электронных наряда) показывает, что 36% нарядов (1199 контейнеров) были поданы предварительно – до прибытия судна в порт. Для подачи 17% нарядов (557 контейнеров) экспедиторам потребовалось до 24 часов, для 28% нарядов (945 контейнеров) – от 24 до 120 часов, для 20% нарядов (658 контейнеров) – более 120 часов. Данные весьма красноречивы.

Что касается визирования нарядов таможней, то большинство контейнеров (58%) оформляются в таможенных органах на протяжении суток. Остальные 42%, согласно опросу транспортно-экспедиторских компаний, получают разрешения (визируют электронный наряд) для погрузки на авто предварительно – но при этом не имеют всех разрешительных документов, в том числе с отметками контролирующих органов, которые должны быть при пропуске в процессе завершения всех формальностей. "Опрос показал, что, по мнению экспедиторов, это не является обязательным при визировании нарядов на таможне для получения разрешения отгрузки на авто, – в итоге это увеличивает время всего процесса. А кроме того – бывают случаи, когда у экспедиторов отсутствуют договоренности с фактическим перевозчиком, и тогда оформление таких грузов тоже значительно превышает сутки", – заметил докладчик.

Свои объективные недостатки имеются и в работе таможенных органов. Один из таких – невозможность оформления грузов в обычном порядке в традиционные выходные – в субботу и воскресенье, несмотря на то, что прием судов и грузовые операции в порту в эти дни не прекращаются. В том числе в силу этого 23% нарядов на контейнеры с товарами в исследуемое время находились в очереди на оформление более 24 часов. Основная масса (47%) стояли в очереди от 4 до 24 часов, и лишь 30% – менее 4 часов.

Отдельные исследования по 2894 контейнерам с товарами, которые были завизированы по 1773 электронным нарядам в январе 2015 года, показали, что от подачи наряда до получения разрешения на отгрузку проходит, в среднем, 14 часов 55 минут. Но опять же: время от получения в таможенных органах разрешения на загрузку авто до оформления груза на таможне с выпуском транспортного средства, в течение которого экспедитор обеспечивает работы и услуги на территории порта, составило 32 часа 10 минут. От выдачи разрешения таможней до выдачи разрешения пограничной службой проходит 51 минута, но уже после этого товары, пребывающие в контейнерах под ответственностью экспедитора (перевозчика), опять же, по каким-то причинам находятся на территории порта еще, в среднем, 2 часа 44 минуты – до фактического выезда.

Стоит отметить, что замглавы АМПУ Вячеслав Вороной, говоря о предстоящих и обсуждаемых изменениях в отрасли, напомнил, что с 1 января 2016 года автомобили будут заезжать на территорию порта за полностью "очищенным" контейнером, не тратя больше времени на ожидание завершения таможенных процедур. Также он отметил, что сегодня дискутируется вопрос об отмене необходимости дублирования разрешения на выезд авто из порта от погранслужбы – в случае, если оно уже получено от таможенных органов. Такая мера способна (объективно) сократить время пребывания груза в пункте пропуска порта.

Что касается упомянутого исследования, то Алексей Орлов отметил и позитивные перемены. Так, анализируя среднее время нахождения транспортного средства на территории порта, можно наблюдать такую динамику: в период с 20 по 30 января 2014 года этот показатель составлял 15 часов 21 минуту, в период с 15 по 25 июня 2014 года – 4 часа 52 минуты, в период с 20 по 30 января 2015 года – 3 часа 9 минут. Улучшение – в пять раз. "Все это обусловлено комплексом мер, предпринятых при участии контролирующих органов и бизнес-сообщества порта, – убежден замгендиректора "ППЛ-33-35". – Эти меры направлены на упрощения и ускорение контрольных процедур, расширение функциональных возможностей в сфере электронного обмена данными на территории морских портов, увеличение прозрачности в правовых отношениях между госорганами и участниками транспортно-экспедиторской деятельности при помощи ИСПС, сокращение потребности в бумажном документообороте в логистических процессах в порту".

Вместе с тем, консультант Европейской экономической комиссии ООН по вопросам упрощения процедур торговли Александр Федоров в своем выступлении отметил, что обмен информацией – один из немногих процедурных компонентов на границах Украины, в котором наблюдается улучшение с 2012 года. "При этом стал ниже уровень управления процессами, прозрачность, предсказуемость сотрудников ведомств на границах, а также международное сотрудничество таможенных органов", – заявил он. Среди задач, которые необходимо решать в ближайшем будущем, он назвал уменьшение времени и расходов при перемещении грузов, гармонизацию и стандартизацию транспортных документов, согласованное управление рисками всеми сторонами процесса, а также внедрение единого окна как переход от локального решения к национальному единому окну.

Полный текст отчета доступен по сслыке