В основе бизнес модели лоукостов лежит высокая эффективность производственных процессов, низкая структура эксплуатационных расходов, тщательный выбор географии полетов, очень ограниченный набор бесплатных сервисов для пассажиров, что в итоге позволяет им предлагать билеты на авиаперелеты по очень низким ценам. За это они и стали столь желанными авиакомпаниями для пассажиров.

Бюджетные авиакомпании присутствуют на тех рынках, где расстояния между городами сравнительно невелики и есть платежеспособный, а главное, постоянный пассажиропоток. После прочного обоснования в небе Северо-Западной и Центральной Европы, где практически исчерпались возможности для дальнейшего роста, лоукосты активно ищут новые потенциальные рынки для дальнейшего развития. Так, за последние несколько лет, авиакомпании Ryanair и Wizzair стали главными игроками на рынке Балтийских стран и продолжают экспансию в Польше и Румынии, все ближе подбираясь к границам Украины. Движущей силой для развития лоукостов в Европе является единство авиационного рынка и тесные экономические связи между странами в рамках Европейского союза.

В Украине первая бюджетная авиакомпания появилась в далеком 2008 году. Авиакомпания Wizz Air Ukraine успешно выполняла полеты на протяжении последующих 7 лет, а  в 2013 году перевезла более миллиона пассажиров. В 2014 году лоукосты обеспечивали около 18% пассажиропотока в украинских аэропортах.

Сложная социально-политическая ситуация в стране и усугубившийся экономический кризис сильно отразились на авиационной отрасли страны. Значительное падение спроса на авиаперевозки привело к уходу с рынка части перевозчиков, а доля перевезенных лоукостами пассажиров в 2015 году  уменьшилась до 11%.

Камнями преткновения для дальнейшей экспансии на украинский рынок стали как политические, так и внутренние проблемы в стране.

К политическим проблемам стоит отнести перенос на неопределенный срок подписания договора о Совместном авиационном пространстве. Все старания украинской дипломатии рушатся об скалу давних территориальных притязаний между Великобританией и Испанией в отношении Гибралтара. В дополнение к этому, Еврокомиссия не приняла окончательного решения об отмене виз украинцам для посещения Шенгенской зоны.

Не менее важными внутренними проблемами для Украины являются затянувшийся кризис (пассажиропоток в аэропортах Украины в 2014 году снизился более, чем на 30%), состояние региональных аэропортов и создание дополнительных инструментов для дальнейшего развития авиации.

К счастью, экономическая ситуация начинает стабилизироваться, большинство украинских аэропортов рапортуют об увеличении пассажиропотока, ведется активная кампания по привлечению новых перевозчиков на разных уровнях - от руководителей аэропортов до профильных государственных ведомств. Все эти факторы не могли остаться незамеченными и, как результат, авиакомпании, а особенно лоукосты (Wizz Air Hungary открывает 3 новых направления из Киева в текущем году), начали проявлять повышенный интерес к возобновлению полетов в украинские аэропорты, а некоторые взлетели уже в этом году.

Сохранение этой позитивной динамики является очень сложной и комплексной задачей. Восстановление платежеспособного спроса в Украине может занять не один год, пассажиропоток украинских трудовых мигрантов также не способен обеспечить рентабельность рейсов на круглогодичной основе. Вариантом создания дополнительного спроса должно стать развитие въездного туристического пассажиропотока. Украина располагает значительным туристическим потенциалом, который сейчас не используется и на 20%  – от морских курортов, до горнолыжных, а многие города обладают уникальной архитектурой и колоритом. Развитию этого сектора экономики остро не хватает единой стратегии развития, государственной поддержки, консолидации игроков на рынке и продвижения бренда Украины на мировом рынке.

Не менее острым вопросом является состояние аэропортов Украины. Модернизация 5 аэропортов осуществлена для проведения финальной части Евро 2012. Остальные украинские аэропорты построены в середине прошлого века, их инфраструктура изношена и морально устарела, что не позволяет принимать современные типы самолетов. Здесь тоже наблюдается позитивная динамика - завершается строительство нового терминального комплекса в международном аэропорту «Одесса», выделяется финансирование на местном уровне на реконструкцию и ремонты в некоторых региональных аэропортах. К сожалению, этих средств недостаточно на комплексную реконструкцию, но в то же время они позволяют поддерживать эксплуатационную пригодность аэропортов.

Еще один немаловажный вопрос – это создание эффективных механизмов для поддержки развития авиационных перевозок, особенно региональных. Как показывает успешный опыт европейских региональных аэропортов, для привлечения авиаперевозчиков разрабатываются дополнительные инструменты стимулирования спроса на местном уровне. Местные власти и туристические союзы создают специальные фонды, которые целенаправленно используются как инвестиции для привлечения туристических потоков, при этом, компенсируя часть затрат перевозчиков на открытие новых маршрутов. К сожалению, в Украине подобная практика все еще не реализована.

На решение этих проблем может уйти не один год. В то же время, повышенное внимание со стороны государства и местных властей к проблемам развития авиации вселяет оптимизм. Не секрет, что начало полетов лоукоста либо классического перевозчика в региональный аэропорт может вернуть его к жизни, придать мобильности населению соответствующего региона, привлечь инвестиции в инфраструктуру и поспособствовать экономическому развитию региона в целом. Украина имеет огромный потенциал для развития авиационной отрасли в целом, по скромным прогнозам при условии решения всех проблемных вопросов пассажиропоток в аэропортах Украины за 5 лет может удвоиться! Достойная цель для страны :)