В 1990-х годах в Польше существовали "песочные железные дороги". Так называли небольшие компании, которые занимались вывозом песка и других сырьевых материалов к узловым станциям. Со временем большинство из них стали полноценными ж/д перевозчиками со своим локомотивами и вагонами. В Украине до появления "песочных" ("зерновых", "рудных") железных дорог еще далеко. Вместо этого, пора вводить новый термин – правительственные железные дороги. Именно так теперь можно называть "Укрзализныцю" после нашумевшего решения правительства.

Вместе с получением полного контроля над "Укрзализныцей" Гройсман получает и весь объем ответственности за результат реформирования УЗ.

Напомним, Кабмин принял постановление о передаче УЗ из сферы управления Мининфраструктуры в непосредственное подчинение правительства. Похоже, конфликт между Владимиром Омеляном и Войцехом Балчуном наконец-то завершился. Теперь председатель правления УЗ получит все полномочия для реализации своего видения реформ в железнодорожной компании под чутким руководством Владимира Гройсмана, которого поляк уже неоднократно благодарил за поддержку. Стоит лишь отметить, что вместе с получением полного контроля над "Укрзализныцей" Гройсман получает и весь объем ответственности за результат реформирования УЗ. И у Балчуна теперь не остается места для отговорок, что, мол, кто-то ставит палки в колеса польской команде.

Смена набсовета

Ссоры ссорами, но что изменится для отрасли после такого решения? В действующем статуте ПАО Кабмину отводится значительная роль: правительство является и учредителем, и акционером, а также выполняет роль высшего органа управления ПАО – собрания акционеров. Кроме того, все изменения в статут вносит и утверждает также Кабмин. Министерству инфраструктуры были переданы "отдельные полномочия по управлению корпоративными правами государства в отношении общества". По этой причине контракт с Войцехом Балчуном подписывал Владимир Омелян, а не Владимир Гройсман. Теперь же Кабмин забрал у министерства и эти права. Но тут возникает вопрос, кому они будут переданы? Или все же сохранится "прямое правление"?

Складывается интересная ситуация: политику на ж/д транспорте формирует МИУ, реализует УЗ, которая формально может быть подчинена МЭРТу, а полномочиями по кадровым назначениям будет обладать Кабмин.

Проблема в том, что новый документ пока не обнародован и не внесен в реестр. И неизвестно, когда это будет сделано. В этом вопросе Кабмин может потянуть время. Согласно закону о хозяйствующих обществах, изменения должны быть внесены в течение трех рабочих дней. А вот закон о публичных акционерных обществах говорит, что протоколы собраний акционеров должны быть составлены в течение 10 дней.

Если же анализировать информацию об изменениях в статуте, которая пока доступна в публичной сфере, то складывается достаточно интересная ситуация: политику на ж/д транспорте формирует МИУ, реализует УЗ, которая формально может быть подчинена МЭРТу, а полномочиями по кадровым назначениям будет обладать Кабмин.

Но и это еще не все. Есть еще один важный вопрос – состав наблюдательного совета "Укрзализныци". Сейчас его возглавляет первый заминистра инфраструктуры Евгений Кравцов, еще два зама Владимира Омеляна – Надежда Казначеева и Роменский – являются его членами. Очень вероятен сценарий, что после вступления в силу всех изменений состав набсовета поменяется. Об этом уже заявил государственный секретарь Министерства инфраструктуры Украины Андрей Галущак. При этом он добавил, что правительство, скорее всего, не будет менять главу набсовета  Евгения Кравцова. Однако вопрос о том, кто заменит остальных чиновников Мининфраструктуры, остается открытым.

Что касается хозяйственной деятельности, то в самой ж/д компании говорят, что "ПАО "Укрзализныця" будет работать в рамках действующего законодательства и статута, утвержденного акционером – Кабинетом Министров Украины". То есть на работе железной дороги решение Кабмина не отразится.

Есть ли альтернатива?

Решение Кабмина актуализировало вопрос эффективности управления государственным имуществом. Особенно если учесть грядущую корпоратизацию "Укрпочты", государственных стивидоров, АМПУ. У Фонда госимущества нет соответствующих полномочий, а профильные министерства могут не удовлетворить потребности Кабмина. Возможно, настало время создать профильное учреждение, которое бы управляло государственными активами, неважно в какой отрасли они находятся. В Польше существует Министерство государственной казны, в Словении – государственный холдинг SDH. Последний, например, управляет железной дорогой, портом, энергогенерирующими компаниями, страховыми обществами и даже несколькими казино. И правительству Словении не приходится переподчинять железные дороги или порт, чтобы повысить эффективность их работы. Этим занимается государственный холдинг.

Полутеневой характер переподчинения "Укрзализныци" и отсутствие в открытом доступе новой редакции ее устава – не лучший фон для начала настоящих качественных преобразований.

Помимо управления активами, правительству стоит задуматься над реформированием самой ж/д отрасли. Все сроки, прописанные в Госпрограмме по реформированию ж/д транспорта, давно провалены и никто не собирается их наверстывать.

Собственно, и структура ПАО за год существования не сильно изменилась. Бывшие госпредприятия стали филиалами. Неизвестно, когда будет сформирована вертикальная структура с разделением на сектора – пассажирский, грузовой, инфраструктурный и т.д. Вроде бы, 1 января был создан Пассажирский филиал, но непонятно, каким подвижным составом он управляет и чем занимается.

Да и полутеневой характер переподчинения "Укрзализныци" и отсутствие в открытом доступе новой редакции ее устава – не лучший фон для начала настоящих качественных преобразований.