Здесь напрашивается вопрос о готовности самих пассажиров активно пользоваться их услугами. Поэтому, опрос ЦТС среди своих подписчиков на тему приемлемой цены авиабилета для перелетов по Украине стал очень актуальным.

Результаты голосования получились очень прогнозируемыми: 39% респондентов считает, что стоимость авиабилетов по Украине должна быть 400-500 грн, столько же считает справедливой ценой билетов 500-700 гривен, остальные 22%, что цена билетов должны быть более 700 гривен, но в пределах 1500 гривен.

Для справедливости таких результатов необходимо проанализировать конкурентную среду в транспортной отрасли. Главными конкурентами авиатранспорта являются железнодорожные и автомобильные перевозки.

Так билет на скоростной поезд по Украине стоит около 350 гривен за билет второго класса и 600 гривен за билет первого класса. При этом общеизвестно, что железнодорожные тарифы на пассажирские перевозки не являются экономически обоснованными, а соответственно и рентабельными.

Что касается автомобильных перевозок, то они составляют существенную конкуренцию жд перевозкам, и прочно занимают свою долю пассажирского рынка за счёт относительно дешевой себестоимости перевозки, в том числе не всегда легального функционирования в рамках действующего законодательства.

Поскольку авиация напрямую конкурирует с этими видами транспорта, то большинство респондентов считает, что цена на авиаперевозки должна быть соизмеримой со стоимостью проезда на наземном транспорте. Только так я могу объяснить результаты опроса.

В то же время, авиация функционирует в своем очень конкурентом рынке, в жестком регламентном и законодательном поле, а также пребывает под постоянным надзором Госавиаслужбы и прочих международных структур. Выполнение всех требований и конкуренция на открытом авиационном рынке является недешевым удовольствием. Поэтому стоимость авиабилетов должна определятся из рентабельного функционирования авиаперевозки. В расходную часть авиаперевозок входят затраты за использование воздушных судов (лизинговые платежи), расходы на поддержание лётной годности воздушных судов, страховые платежи, аэронавигационные и аэропортовые сборы, расходы на топливо, экипаж, налоги и прочее. Исходя из огромных статей расходов, авиакомпаний придумывают различные способы экономии, так и всевозможных заработков - от использования более экономичных воздушных судов, до применения различных маркетинговых инструментов для стимулирования продаж и продаж дополнительных услуг. Вполне нормальным является наличие промо тарифов на маршруте по 500 гривен в одну сторону. Куда важнее заполнить оставшиеся кресла пассажирами по тарифам, которые смогут обеспечить рентабельность отдельного рейса.

В то же время, все смотрят в сторону европейских лоукостеров, которые предлагают билеты от 10 евро в одну сторону. Зачастую эти билеты никто не успевает приобрести, так как они используются исключительно для привлечения внимания пассажиров к отдельному рейсу. Как правило, перелёт в одну сторону по Европе на лоукостерах стоит в районе 40-50 евро за кресло, что соизмеримо со стоимостью наземного транспорта. Если перевести в гривны эту сумму, то получится те же 1200-1500 гривен, которые украинец готов платить в Европе, но не готов платить в Украине.

В чем секрет конкурентоспособности авиаперевозок в Европе - так это в их востребованности и рыночной конкуренции с другими видами наземного транспорта.  Не так давно мне доводилось пользоваться междугородним железнодорожным сообщением в Нидерландах: за расстояние в 60 километров с продолжительностью поездки 40 минут мне довелось заплатить более 20 евро. 

Поэтому для развития авиационного сообщения в Украине необходимо создать рыночную конкуренцию для всех видов транспорта, создать оптимальные условия для ведения бизнеса, а главное - изменить мышление пассажиров, что можно летать по всему миру практически бесплатно.

Читайте также Дорого или никак: Почему украинцы не могут дешево летать по стране