В этом году Международный транспортный форум ОЭСР (ITF) - организация, учреждённая на базе Европейской конференции министров транспорта (до боли знакомая перевозчикам АсМАП как ЕКМТ), отметила свое десятилетие. За это время ЕКМТ трансформировалась в глобальную интеллектуальную площадку по вопросам транспорта с участием стран Европы, США, Китая и ряда развивающихся стран.

Уже традиционно в конце весны немецкий город Лейпциг собирает на несколько дней министров транспорта государств-членов ЕКМТ, представителей мировых ассоциаций, регуляторов и союзов всех видов транспорта (ICAO - по авиации, IRU - автомобильному транспорту, IMO - морскому, UIC - железнодорожному и т.д.), а также экспертных think-tanks и ведущих отраслевых компаний - от Maesrk и Tesla до Bombardier и Uber.

Каждый год организаторы выбирают новую тематику: в прошлом году обсуждались вопросы использования транспорта для развития торговли и туризма, в этом году - экологичность (green) и инклузивность (доступность) транспорта. Темы, конечно, не так актуальны для Украины, нежели обновление подвижного состава железных дорог, модернизация дорожной сети, вопрос отмены 75% отчислений в бюджет из прибыли госстивидоров, однако в свете европейского курса Украины нам крайне желательно знать и понимать куда движутся страны ОЭСР.

По оценкам ITF, на долю предприятий транспортной отрасли в мире приходится около 23% выбросов парниковых газов, но с учётом растущего объема мировой торговли - тренд объемов выбросов, в т.ч. CO2, обещает быть позитивным (т.е. продолжит расти, а значит будет способствовать процессу глобального потепления). Что касается доступности транспорта - из-за роста цен на пассажирский транспорт, а также низкой экономической эффективности отдельных маршрутов на неурбанизированных территориях, а также в городах в ночное время, универсальная мобильность граждан -до сих остается нерешённым вопросом.

Экологичность транспорта по Украине к сожалению, системно не анализируется, данные об этом - не собираются и не изучаются. С проблемой доступности транспорта сталкивается каждый третий житель села и каждый пятый горожанин. Стоит отметить, что прошлогоднее решение нашего парламента об отмене льгот на общественный транспорт для отдельных категорий граждан стало дополнительным фактором снижения мобильности граждан, на который не все местные власти дали адекватный ответ.

Красной нитью в выступлениях мировых лидеров отрасли звучали три тезиса: во-первых, необходимость снижения объемов использования транспортными предприятиями традиционных видов топлива с высоким уровнем выбросов парниковых газов (в первую очередь CO2), во- вторых - подготовка к приходу эры электромобилей, кар-шеринга и беспилотных транспортных средств; в-третьих - растущая значимость анализа данных, наряду с необходимостью их открытия для общества, бизнеса и исследовательских институтов (речь не идёт о данных, имеющих коммерческую тайну).

Разные виды транспорта и предприятия подходят к решению проблемы снижения выбросов парниковых газов в атмосферу по-разному. Например, Международная морская организация (IMO) разработала рекомендации для повышения энергоэффективности судостроения, позволяющие с 2025 года сократить потребление топлива судном на 30%. Судоходные компании в свою очередь взяли обязательство снижать выбросы оксида серы за счёт использования низкозернистого топлива (или других новых видов топлива), а также т.н. "скрубберов". Свою роль могут играть и порты, предоставляя более дешевую ставку лоцманского сбора для энергоэффективных суден. С этого сбора можно было бы начать понижение ставок портовых сборов и в украинских гаванях.

Железные дороги Германии, которые можно взять в качестве положительного примера, в своей стратегии DB 2020 нацелились на снижение за 15 лет выбросов CO2 до 30% за счёт использования возобновляемых источников энергии (с перспективой в будущем стать перевозчиком, работающим полностью на возобновляемых видах энергии) а также энергоэффективного управления подвижным составом. С учётом этого, электрификация интенсивных участков должна стать для Укрзализныци одной из приоритетных целей развития.

Авиационная отрасль уже во многом преуспела в вопросах энергоэффективности за счет инженерных решений глобальных производителей самолетов и использования модели hub-and-spoke. Как пример, самолет Airbus A320neo потребляет на 15% меньше топлива и эмитирует на 10% меньше оксида азота, чем его предшественник.

Постоянно растущий уровень "моторизации" населения и, как следствие, пробок в городах предлагается решать за счёт инвестиций в общественный транспорт, в первую очередь рельсовый. Использование велосипедов, электромобилей, в т.ч. кар-шеринга - как вида общественного транспорта, кроме того, способно улучшить ситуацию с экологией и инклузивности в городах. По мнению Всемирной ассоциации общественного транспорта UITP (куда следовало вступить, хотя бы, городу Киеву), подвижной состав должен быть рассчитан на пиковые нагрузки, тем самым подчеркивая, что минибасы и т.н. "маршрутки" не должны подменять стандартные автобусы. К слову, в результате мер по транспортному планированию и инвестиций в инфраструктуру, Москва (согласно рейтингу TomTom) уже не занимает первую строчку рейтинга городов с наибольшими пробками, за что её мэрия в этом году получила от ITF соответствующую награду.

Растёт интерес к экологичности и у автомобилистов. По словам CTO Tesla, в США спрос на автомобиль Tesla 3 (стоимость составляет около 35 тыс. долл.), пайплан заказов на который уже составил 450 тыс. автомобилей, оказался намного выше ожидаемого. При этом серийное производство следует ожидать в конце 2017 - начале 2018 гг. На нынешнем транспортном форуме Tesla призвала правительства стран принять общую рамку законодательства по литиевым батареям, беспилотным автомобилям и автопилотированию авто. Эти документы, а также налоговые стимулы на эко-автомобили, зарекомендовавшие себя в Северной Европе, помогут развитию рынка электромобилей. Помимо регуляторной политики, необходимо инвестировать и в развитие сети электрозаправок - так, например, Германия планирует создать на своей территории сеть из 15 тысяч таких станций.

Означает ли это начало конца эры традиционных автоконцернов? Примеры Toyota, Hyundai и BMW делают ответ не таким очевидным. Например, BMW уже имеет в своей линейке два гибридных авто - I3 и I8. Для облегчения корпуса авто используется инновационный материал Carbon Fibre reinforced plastic, который намного легче стали, но показывает хорошие результаты на crash-tests. Для I-серии из алюминия делают только ходовую часть. Автоконцерн серьезно вкладывает в развитие R&D и явно не собирается оставаться в постепенно уходящей эпохе двигателей внутреннего сгорания.

Лидеры отрасли едины в том, что принятие последующих решений по развитию всех видов транспорта необходимо принимать, опираясь на актуальные данные, в т.ч. real-timedata, будь-то наличие свободных парковок в городе, объём потребления топлива судоходными и авиа- компаниями, заполняемость поездов и автобусов. Поэтому одним из решений форума стал запуск проекта Decarbonsing Transport с целью обеспечения постоянного сбора данных о потреблении топлива на различных видах транспорта и последующего анализа для выработки дальнейших тактических и стратегических шагов в направлении снижения доли транспорта в общем объёме создаваемых парниковых газов.

Как видим, каждый вид транспорта имеет внутренние резервы и инновации для внесения вклада в борьбу с глобальным потеплением. Правительства развивающихся стран, в т.ч. украинское, не должны оставаться в стороне от этого процесса. Наоборот, при смене технологического уклада для страны создаётся уникальная возможность сделать т.н. "прыжок лягушки", перепрыгнув некоторые этапы в развитии технологий. Создав благоприятное законодательство, налоговые стимулы, экологически ориентированные тендерные процедуры и, конечно, систему мониторинга и анализа данных, мы имеем все шансы сделать нашу транспортную отрасль, соответствующей требованиям 21 века.