В день рождения города (День города Одессы - 2 сентября. - прим.), как и на Новый год, принято подводить определенные итоги в развитии муниципального хозяйства, строить планы на год последующий. В контексте подачи Одессой заявки на проведение международного фестиваля Eurovisionв2017, возникает актуальный вопрос - справится ли транспортная инфраструктура Одессы с этим мероприятием? Насколько усилия властей приблизили город к европейским стандартам мобильности и безопасности. И что еще предстоит сделать в довольно сжатые сроки.

Как добраться?

Начнем, пожалуй, с воздушных ворот Южной Пальмиры. По результатам последних 1,5 лет по количеству обслуженных пассажиров международный аэропорт "Одесса" занял второе место после МА "Борисполь". В годовом выражении, это почти 950 тыс. пассажиров. В 2016 году были открыты новые направления – Таллинн, Мюнхен, Прага, появились два новых перевозчика на воздушной линии Киев-Одесса (с ценой билета от 499 грн.). Т.н. "консорциумом" коммунального аэропорта и частного инвестора продолжается строительство нового терминала с пропускной способностью до 3 млн. пассажиров в год. Добравшись до аэропорта, гости смогут воспользоваться услугами маршруток и троллейбусов, чтобы за полчаса добраться в центр или к железнодорожному вокзалу.

Нерешенным вопросом остается ремонт взлетно-посадочной полосы либо же строительство новой ВПП. Однако, возможное  решение о проведении Евровидения в Одессе, может подстегнуть правительство выделить средства на ее ремонт.

Одним из самых популярных видов транспорта для поездки в Одессу на внутренних маршрутах являются железные дороги. Наличие двух дневных (в обе стороны в летнем расписании) Интерсити+ (к слову сказать, с неполной заполняемостью), соединяющих со столицей, может вполне удовлетворить иностранных гостей фестиваля. Ночной "Черноморец" день в день – в дефиците, поэтому иностранцам необходимо будет выкупать свои билеты заранее. Подвижной состав поездов в западном направлении – несколько хуже, но добраться со Львова автомобильным транспортом доставит еще меньше удовольствия по причине неудовлетворительного состояния дорог.

В свою очередь, состояние Одесской трассы (Киев-Одесса) в целом неплохое, за исключением некоторых участков на подъезде к Одессе. Дорога Одесса-Рени в данный момент проходит серьезную реконструкцию, что позволит туристам из Болгарии, Румынии и Молдовы более комфортно добраться в город на авто.

Сильным местом Одессы является и наличие морвокзала, который способен принять одновременно до 5 теплоходов. К слову, эти теплоходы можно использовать и как гостиницы на воде. Например, только стоящий у причала теплоход "Викинг Синеус" может разместить до 200 пассажиров. Соответственно, доступны в Одессе и яхтенные стоянки для туристов вип-сегмента.

По городу

Город имеет трамвайные и троллейбусные маршруты, а также множество маршрутных такси. И если первое для иностранцев, по крайней мере -  экологичный вид транспорта, то маршрутки – могут вызывать приступы волнения, особенно, когда скрип тормозных колодок слышен в радиусе 100 метров. Мобильного приложения с GPS-мониторингом движения общественного транспорта (сервиса, подобного EasyWay) в городе пока нет, за исключением веб-сайта transport.odessa.ua с реал-тайм данными по движению электротранспорта. Пока нет и экспрессов, наподобие киевских SkyBus, курсирующих между жд-вокзалом и аэропортом. Стоит отметить, что город нацелился на обновления парка троллейбусов, для чего готовится получить кредит ЕБРР на покупку до 45 новых машин. Возможно, часть из них уже выйдут на маршрут до мая 2017 года.

Состояние дорожного хозяйства самой Одессы нельзя назвать удовлетворительным, однако центр города, где в основном и будут проводить время гости, находится вполне в приличном состоянии. Другой вопрос – наличие паркинга у места проведения песенного фестиваля. Этот вопрос стоит серьезно продумать. Проведение финала кубка Украины по футболу и концертов Океана Эльзы показало всю уязвимость в вопросе пробок, неправильных парковок и многочасовых ожиданий такси.

Рынок услуг такси достаточно разношерстен.  Есть и классические вокзальные частники, а есть современные таксомоторные предприятия с мобильным приложением и хорошим сервисом, такие, как Бонд, например. Англоговорящих водителей в городе не так много, как хотелось бы.

Что можно улучшить?

Можно с уверенностью считать, что Одесса без особых проблем примет 10-15 тысяч иностранных гостей в непиковый для туристического сезона месяц. Домашняя работа, конечно же, есть – это и новый терминал в аэропорту, "аэро-экспрессы", мобильные приложения для общественного транспорта и организация мест для парковки авто и автобусов. Также стоит обратить внимание и на наличие объявлений, указателей, расписаний на английском языке, на активное использование иностранных языков персоналом предприятий транспортного комплекса, вокзалов, такси.  Сервис байк-шеринга, опробованный в столице, тоже мог бы получить хороший спрос среди иностранных гостей, тем более, что в Одессе для велопрогулок есть замечательная трасса здоровья вдоль берега моря. Все поднятые вопросы решаемые, если правительство и местные власти возьмутся их решать сообща.