Бывший министр транспорта (2005-2007 гг.) Ежи Полячек выступил с идеей продлить железнодорожную колею стандарта 1520 от Славкува на запад еще на 80 км. Помимо упомянутого порта Гливице, новая железная дорога могла бы достигать и порта Козле (Koźle). Последний имеет выгодное расположение, поскольку находится непосредственно на Одере, в месте входа в него Гливицкого канала – того самого, который имеет длину 41 км, а также среднюю ширину 40 м и глубину 3,5 м, и достигает одноименного порта.

Гливицкий порт является тупиковым портом на канале, но также он является начальной точкой Одерского водного пути, по которому возможно судоходство вниз по течению вплоть до Щецинского залива и Балтийского моря.

Порт Гливице

img_6587_new_0

Порт считается самым современным речным портом в Польше. В порту находятся угольный и контейнерный терминалы. Сюда подведена железная дорога, рядом проходит несколько автомагистралей. Через Гливице проходят ж/д линии европейского значения. "Силезский центр логистики", в чьем управлении находится порт, является частью европейского транспортного коридора Балтика - Адриатика. Уже в текущем году должны начаться работы по дноуглублению Гливицкого канала в рамках развития Одерского водного пути.  

Соседний порт Козле пока не может похвастаться столь развитой инфраструктурой, представляя из себя опустошенную территорию. Однако местные власти урегулировали земельные вопросы и активно ищут инвесторов, для которых разработаны проекты, демонстрирующие, какой может стать речная гавань в ближайшем будущем.

 Порт Козле931

Порт Козле в планах

929 (1)

Выгодное расположение обоих портов позволит осуществлять отправку товаров по реке в порты Щецин-Свиноустье, в Германию и Скандинавию. Кроме того, недавно Польшей была ратифицирована Конвенция AGN. Она определяет единые технические и эксплуатационные параметры для строительства, модернизации и эксплуатации водных путей, предназначенных для международных речных перевозок. Это открывает доступ к средствам Евросоюза на развитие речной инфраструктуры, что в перспективе может позволить реализовать совместно с Чехией проект развития коридора Дунай - Одер – Эльба. После этого отправка грузов по реке из Гливице и Козле станет возможной не только на север и запад, но и на юг.

Но о каких грузах речь? Собственно, это и есть основной идеей экс-министра транспорта Польши – в порты на Одере должны прийти грузы из Китая, доставляемые железной дорогой по Новому Шелковому пути в самую западную точку, которой достигает колея стандарта 1520 мм. Как известно, глубже всего в Европу широкая колея проникает именно в Польше – на 400 км на отрезке Хрубешув – Славкув. Данная железная дорога находится в управлении грузовой ж/д компании PKP LHS. Осенью минувшего года польский ширококолейный ж/д оператор официально стал участником Транскаспийского международного транспортного маршрута, который сообщает Китай с Европой. "Это создаст альтернативные железнодорожные маршруты непосредственно из Китая в Польшу через страны Центральной Азии. LHS, используя технические возможности Евротерминала в Славкуве, может стать бенефициаром Нового Шелкового пути", - отметил тогда директор PKP LHS Збигнев Трачихлеб. Таким образом, продление широкой колеи на запад, до речных портов, абсолютно не противоречит интересам LHS, а скорее наоборот.

На карте желтым обозначен участок ж/д, который предлагается достроить

uploadportale6img8508307999517060

По мнению, Ежи Полячека, реализация проекта продолжения линии LHS дала бы весьма ощутимые результаты при относительно небольших затратах, создав новую привлекательную логистическую цепочку в масштабах всей Европы. По его расчетам, на строительство 80 километров новой ширококолейной ж/д магистрали потребуется около 1 млрд злотых (примерно 250 млн долл).

Интересно вот только, знают ли о подобных планах наших западных соседей в "Укрзализныце"? И если знают, то проводится ли какая-то реальная работа для того, чтобы грузы на железную дорогу LHS пришли транзитом именно с территории Украины? Пока, после летне-осеннего оживления с подписанием меморандумов, в том числе и с польской компанией, CZH, являющейся главным акционером контейнерного терминала в Славкуве, наблюдается затишье. И нарушают эту тишину лишь новости об очередных контейнерных поездах из Китая в Европу, минующих Украину.

Читайте также Как работает широкая колея в Польше – интервью с главой PKP LHS