Как было озвучено, это произойдет уже с 1 февраля 2018. Однако пока никому точно не известно, каким образом данная система будет применяться на практике. На сегодняшний день все участники, задействованные в цепи поставок по внешнеэкономическим контрактам (органы власти, бизнес) готовятся к 1 февраля в экспресс-режиме.

Напомним, что возможность использования "Единого окна" была введена на украинских таможнях еще 1 августа 2016 постановлением КМУ от 25 мая 2016 г  №364. Для дальнейшего развития и функционирования системы информационного обмена "Единое окно", Министерством финансов Украины были разработаны изменения в Постановление Кабинета министров Украины №364 от 25/05/2016 "Некоторые вопросы реализации принципа "Единого окна" при осуществлении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов государственного контроля".

Решение о полноценном запуске системы "Единое окно" с 1 февраля 2018 года, было принято на заседании Кабмина 22 ноября. При этом, для технического обеспечения  реализации такого решения было предусмотрено внесение ряда изменений в существующий на сегодняшний день информационный обмен данными, а именно:

  1. Действие "Единого окна" будет распространяться на операции по перемещению товаров в абсолютно всех таможенных режимах (пока это только импорт и экспорт), а также на перемещение товаров по периодической таможенной декларации и предварительным декларациям, которые содержат полный объем данных (пока только на ограниченный круг таможенных деклараций при импорте и экспорте).
  2. Время, отведенное на назначение досмотра товаров контролирующими органами было сокращено с 24 до 12 рабочих часов.
  3. Предельный срок принятия решения контролирующими органами в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины, был уменьшен с 24-х до 4-х часов.

На сегодняшний день, можно с полной уверенностью утверждать, что далеко не все службы готовы к изменениям и улучшениям, которые ожидаемы бизнесом от “Единого окна”. Например, до сих пор так и не известно, каким образом будет осуществляться фитосанитарный контроль, который выполняется должностными лицами соответствующей службы для завершения таможенного оформления в режимах импорт и экспорт.  До начала работы в обязательном “Едином окне” осталось менее двух недель, а все еще не приняты изменения в действующие нормативно-правовые акты, о необходимости которых бизнес-сообщество многократно доводило до ведома Министерства финансов Украины на тематических встречах. В частности, по сей день суть прохождения данного вида контроля упирается в необходимость осуществления обязательного осмотра груза и упаковочного материала, что несет за собой не только увеличение времени на таможенное оформление, но и делает невозможным факт осуществления таможенного оформления по упрощенным процедурам, которой, например, является оформление ГТД типа ИМ-40 ЕА без заезда та таможенный терминал.

Это не единственный контроль, который вызывает проблемы при осуществлении таможенных формальностей. Есть грузы, в том числе разных классов опасности (ADR), которые согласно действующих нормативных актов, требуют обязательного прохождения экологического контроля. При этом, перечень документов для целей осуществления этого вида контроля слишком обширен и не учитывает особенности и специфику каждого товара. Более того, предоставление требуемых документов вызывает технические трудности, связанные с объемом запрашиваемых данных и перечня таких документов. Например, на каждую позицию необходимо подгрузить в систему от четырех и более документов, которые включают в себя паспорта безопасности, договора обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов, согласование маршрутов движения транспортных средств во время перевозки опасных грузов, свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке опасных грузов и т.д. Все это не упрощает, а усложняет процедуры таможенного контроля и провоцирует создание коррупционных рисков.

Таким образом, все участники внешнеэкономических операций могут уже сейчас готовиться к коллапсу в цепи поставок, который может наступить с 1 февраля в связи с необходимостью повального досмотра 100% грузов, назначенных и проведенных в установленное время (4 часа на принятие решение инспектором соответствующей службы, 12 часов на осуществление контроля).  При этом, особое внимание следует обратить на то, что пропускная способность таможенных терминалов не выдержит такого количества транспортных средств, требующих обязательного осуществления досмотров, а очереди, которые могут образоваться, и возрастающие расходы, связанные с простоями транспортных средств в зоне таможенного контроля, полностью обесценят, казалось бы, отличную идею по автоматизации таможенных процедур, которую несла в себе инициатива технологии “Единое окно”. Будет потерян весь экономический и практический смысл работы с типами деклараций, которые позволяют оформлять груз без заезда на таможенный терминал.

Пока Министерство финансов утверждает о готовности служб к полноценному началу работы в системе, бизнес вынужден смиренно ждать приведения в соответствие нормативных актов и находиться в неопределенности относительно того, как же система повлияет на процессы таможенного оформления уже в ближайшее время.