В Украине припортовые станции строились и оборудовались в первую очередь для переработки импорта, который преобладал над экспортом. В дальнейшем, по причине изменения потребностей, направление работы портов изменилось коренным образом с переработки импорта на экспорт. Особенно резко это отразилось на специализации морских портов Черноморск, Одесса, Южный и Николаев. Резкое изменение характера работы портов не могло не сказаться отрицательно на работе станций, обслуживающих их. Отдельные станции не в состоянии сейчас перерабатывать необходимые объёмы. Значительно расширилась номенклатура грузов, выгружаемых в морских портах. В итоге можно резюмировать, что существующая со времен СССР система разделения единого комплекса портового транспортного узла между железнодорожным и морским транспортом была работоспособной в условиях пребывания в государственной собственности всех участников перевозочного процесса.

В результате, на железной дороге резко увеличились объемы сортировочной и маневровой работы по подборке и расстановке вагонов на многочисленных фронтах. Сложилась ситуация, при которой перерабатывающая способность припортовых станций и пропускная способность участков на подходах к портам ниже перерабатывающей способности портов. Диспропорция между пропускной способностью станций и перерабатывающей способностью портов продолжает увеличиваться с каждым годом. Внедрение рыночных реформ в портовой отрасли создало условия для широкого привлечения частного капитала в развитие перевалочных способностей портов, и сегодня стивидорная деятельность является одним из самых инвестиционно привлекательных видов деятельности в Украине.

В условиях рынка такая система потеряла устойчивость из-за наличия собственных целей у различных хозяйственных субъектов, принимающих участие в перевозках. Указанная проблема успешно решена в США и ЕС за счет выделения припортовой железнодорожной инфраструктуры в отдельные предприятия. Например, железная дорога порта Гамбург (Hamburg Port Railway) является независимым оператором железнодорожной инфраструктуры, который взаимодействует с Немецкими железными дорогами (Deutsche Bahn AG) и обеспечивает генерацию 12% грузопотока, перевозимых железными дорогами Германии.

Положительный опыт согласованного развития перевалочных мощностей портовых операторов и припортовой железнодорожной инфраструктуры в Украине имеет группа терминалов ООО "Трансинвестсервис". За годы своего существования ООО "Трансинвестсервис" для развития железнодорожной инфраструктуры было привлечено более 42 млн USD. Указанные меры обеспечили рост объемов перевалки грузов с 213 тыс. т, в 1997 году до 26,6 млн т в 2015 году. Сегодня ООО "Трансинвестсервис" построена железнодорожная станция "Химическая" общей длиной путей 98 км, которая обеспечивает прием и отправление организованных поездов с электрической тягой, увеличена пропускная способность с 1,5 до 33 пар поездов в сутки, построено депо для обслуживания локомотивов, внедрена электронная система управления работой станции.

Подобные результаты стали возможными за счет системного подхода к развитию и управления работой портового транспортного узла, которая основывается на общей заинтересованности портовых операторов и железнодорожной станции в сокращении общих расходов на перевозку и повышении качества обслуживания грузоотправителей.

Развитие припортовой железнодорожной инфраструктуры и парка маневровых локомотивов уже много лет почти не осуществляется ни за счет портовых операторов, ни за счет УЗ. При этом в развитие портовых терминалов за последние 10 лет инвестировано 1,5 млрд USD. Несоответствие пропускной способности припортовых станций перевальным мощностям морских портов (только по зерновым грузам пропускная способность элеваторов превышает возможности станций в 3 раза) приводит к ухудшению показателей использования подвижного состава и увеличению себестоимости железнодорожных перевозок.

Таким образом, ГП "АМПУ" было инициировано перед УЗ создание рабочей группы по развитию припортовых железнодорожных станций, основными задачами которой будет выработка решений и механизмов по инвестированию средств в развитие внутрипортовой и подъездной инфраструктуры с учетом перспективных проектов по созданию перевалочных мощностей.

Данное предложение было поддержано участниками XI Международного "Черноморского контейнерного саммита", который состоялся 7 сентября 2017 года в рамках программы мероприятий Организации Черноморского экономического сотрудничества. На взгляд участников данные действия позволят решить проблемы транспортного обеспечения отечественного экспорта путем построения единой системы транспортных узлов в морских портах и создания экономических стимулов к модернизации их железнодорожной инфраструктуры, обновлению парка маневровых локомотивов припортовых станций и внедрению современных технологий работы, а также уже сегодня в рамках действующего законодательного поля поможет осуществить реальные шаги по реформированию рынка железнодорожных перевозок в соответствии с моделью, применяемой в Европейском Союзе.