Посчастливилось мне, друзья, побывать в самом сердце европейского самолетостроения – славном городе Тулузе. Именно здесь выпускают знаменитые самолеты Airbus, которые вместе с американскими Boeing господствуют на мировом рынке. Поделюсь своими впечатлениями от поездки…

Отдельного внимания заслуживает дорога. Прямых рейсов из Киева в Тулузу нет, поэтому авиакомпания Lufthansa доставила нас во Францию с пересадкой в Мюнхене (надо же кормить свои хабы J). На борту было приятно и немного забавно. Немецкие авиаторы, конечно, старались, чтобы их меню могли прочитать и русскоязычные пассажиры, однако нанять переводчика явно не захотели. В результате на десерт предлагалось лимонное пирожное с персиковым соусом и не как-нибудь, а КЛЮКВЕННО! То-то же! Учитесь, МАУ! :)

Фотогалерея Airbus показал для ЦТС новинку A350 XWB

Однако были в нашем путешествии и не очень положительные моменты. Сегодня наших чиновников частенько критикуют, что из-за их кортежей в Киеве перекрывают дороги и мешают людям беспрепятственно ехать на работу. А вот в Европе! Там мэры ездят на велосипедах, метро – в общем, никаких преференций и неудобств. Позвольте не согласиться. Во время стыковки в Мюнхене нас пригласили в перронный автобус, в котором, несмотря на жаркую погоду, не работал кондиционер. Когда битком набитая раскаленная на солнце машина подъехала к самолету, выпускать нас никто не спешил. Как вы думаете, почему? Нам любезно позволили выйти и подняться на борт лишь после того, как один седеющий джентльмен подрулил прямо к трапу на "мерседесе" и вальяжно вошел в салон.

Еще один не очень приятный эпизод мы наблюдали на обратном пути, во время пересадки во Франкфурте. Когда наш борт из Тулузы приземлился, командир корабля извинился и сказал, что аэропорт очень загружен , и у него нет свободных автобусов. Всё бы ничего, но буквально в ста метрах от нашего Boeing простаивали без дела пять (!) перронных автобусов. Почему они не могли подъехать и забрать пассажиров, которые исправно платят сборы и скупаются в магазинах duty free, тем самым обеспечивая аэропорту заработок, остается загадкой.

Но вернемся к производителям. Основной темой для обсуждения на Innovation Days 2014 стал отказ авиакомпании Emirates от заказа на 70 широкофюзеляжных самолетов А350. Примерная стоимость контракта по каталожной цене составляла 21,6 млрд долларов. Естественно, мои западные коллеги усердно расспрашивали спикеров о том, что они по этому поводу думают. Топ-менеджеры Airbus, со своей стороны, уверяли: ничего страшного для концерна в решении Emirates нет. Первые поставки перевозчику планировались в 2019 году, посему на финансовые показатели этот шаг вряд ли повлияет. Словом, неприятность эту мы переживем.

Главный исполнительный директор Airbus Джона Лихи не удачно пошутил: подумаешь, у нас отказ на 70 заказов, а у наших конкурентов на 50% отказов больше, с чем мы их и поздравляем.

Однако, судя по дальнейшим высказываниям, новость европейских авиастроителей все же задела. Причем задела очень сильно. Здесь следует сделать оговорку на то, что официальной причиной отказа считается пересмотр потребности Emirates в пополнении своего парка. Но по залу упорно ходили слухи, что на самом деле ближневосточный перевозчик изменил свое решение в пользу Boeing. А потому топ-менеджеры Airbus изливали потоки откровенной критики в адрес своих конкурентов. Мол, в американских самолетах больше мест, а зато наши легче и топлива меньше кушают. Да и вообще они гораздо эффективнее. Ну что вообще там предлагает Boeing? Лишь модифицирует свои старые модели, а мы вот все разрабатываем с чистого листа. О недовольстве действиями Emirates красноречиво говорила реплика главного исполнительного директора Airbus Джона Лихи. Он сделал не очень удачную попытку пошутить и заявил, мол, подумаешь, у нас отказ на 70 заказов. А у наших конкурентов на 50% отказов больше, с чем мы их и поздравляем.

Любопытным элементом этой черной пиар-кампании стало сравнение кресел в самолетах. Руководство Airbus не могло отказать себе в удовольствии пройтись по недостаткам пассажирского салона Boeing. Мишенью для их насмешек стали сидения В777, которые были шириной (всего лишь) 17 дюймов. Джон Лихи в своей привычной манере рассказал публике, что этот устаревший стандарт разрабатывался на основе данных летчиков истребителей в 1950-х годах и сегодня уже не актуален. В завершении он пригласил журналистов лично убедиться в том, какие же они неудобные, и указал им на специально установленные в зале кресла с Boeing 777.

Не знаю, как ведут себя ребята из Сиэтла, однако, на мой посторонний взгляд, их конкуренты из Тулузы поступают не совсем этично. Более того, в конце дня, в ходе торжественного ужина глава концерна Фабрис Бержье сделал нелестное заявление и в адрес украинского "Антонова", в котором не рекомендовал Ан-70 пытаться конкурировать с А400. Хотя история создания этого самолета имеет множество темных историй и слухов, связанных с не совсем легальным получением документации на Ан-70.

Что запомнилось еще, так это показательный полет на А350. Дело в том, что машина, которая должна была прокатить нас над Тулузой, еще не завершила цикл испытаний. Поэтому по залу ходили сотрудники Airbus и с вежливыми улыбками собирали у журналистов контакты родных и близких, как говорится, на всякий случай. На вполне закономерные вопросы, все ли в порядке с самолетом, они отвечали утвердительно, но в то же время отмечали: мало ли что... Тем не менее, полет прошел нормально (фотографии двигателей на фоне Пиренеев), и пиар-кампания продолжилась.

Из всего увиденного можно сделать вывод, что Airbus, хоть и не прогнозирует серьезных кризисов в авиационной отрасли (по мнению руководства концера, пассажиропоток в мире удвоится через 15лет), однако готовится к достаточно жесткой конкурентной борьбе за клиента. Тревожные звоночки от авиакомпаний, которые выбирают Boeing, вынуждают концерн вести агрессивную пиар-политику и убеждать потребителей, что лучшие в мире самолеты собираются все же в Тулузе, а не в Сиэтле. Вот такие они, европейские авиаторы, со своим набором особенностей...