Мининфраструктуры разработало проект Стратегии развития морских портов Украины, который будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров. Сейчас проект обнародован для публичного обсуждения. Одним из нововведений предлагается специализировать порты по разным грузам. Министерство предполагает, что таким образом повысится конкурентоспособность украинских морских гаваней.

При определении главной грузовой базы порта будут приниматься во внимание удельная доля существующих объемов переработки грузов, близость сырьевой базы и производств, наличие территорий для развития, конкурентоспособность логистических звеньев.

Исходя из приведенных критериев предлагается специализировать порты по основной номенклатуре грузов таким образом: нефть и нефтепродукты - Одесса и Феодосия; химические грузы наливом - Южный; грузы металлургической промышленности (железорудное сырье, уголь, черные металлы) - Мариуполь, Ильичевск, Керчь и Южный; зерновые грузы - Ильичевск, Николаев и Херсон; грузы в контейнерах - Одесса и Ильичевск.

"Одновременно с учетом специализации по грузам формируются 4 кластера: грузопотоки зерна и масла в районе Одессы и Николаева, химии - в морском порту Южный, контейнерные грузы - в Ильичевском и Одесском морских портах", - отмечается в проекте стратегии.

При этом, многие считают предложение о специализации портов ошибочным. Одни опасаются, что введение специализации неминуемо приведёт к неравномерной загрузки портов, что на рейде будут стоять корабли, ожидая своей очереди для разгрузки в то же время другие порты будут пустовать через отсутствие специализированного товара. Другие, утверждают, что это решение не вяжется с будущей концессией.

Однако, в программе не говорится о том, что порты будут переваливать только тот вид груза, по которому у них специализация. Специализация предполагает приоритетное развитие мощностей по перевалке грузов и создание кластеров вокруг портов. Например, создание предприятий по производству биоэтанола недалеко от портов, экспортирующих зерновые. Да и глупо и просто опасно валить зерно, а по соседству - серу или уголь. Так что специализация портов - это шаг вперед. главное, как провести эту реформу.

Загрузка, если взглянуть на текущую загрузку портов, то она и сейчас крайне неравномерная и без всякой специализации. И дело не в плохом управлении, а сформировавшихся грузопотоках - через некоторые порты везти просто невыгодно. Уже сейчас порты можно назвать специализированными - так, Южный специализируется на навале, Мариуполь - на генеральных и угле, и т.д. Что изменится, если эта специализация будет формально закреплена?