Несмотря на огромный опыт и технические возможности Трансшипа в плане организации рейдовой перевалки, сам проект вызвал у экспертов много скепсиса.

Во-первых, для того чтобы рейдовая перевалка в районе Николаева работала на полную силу – необходимо полностью использовать потенциал Днепра, а для этого надо иметь возможность на рейде работать с судами речного класса, что невозможно за границами Днепро-Бугского лимана. Таким образом, порт сможет обрабатывать лишь суда типа река-море, не всегда оптимальные для судоходства по Днепру (осадка, невозможность использования сцепок с речными баржами и тд).

Во-вторых, нынешний размер ставок за проход по БДЛК, стоимость бункеровки (валютная составляющая) и дополнительная перегрузка (терминал-речное судно, речное судно - морское судно) уже сейчас делают такой вариант достаточно дорогим по сравнению с наземной логистикой.

В третьих, это отсутствие инфраструктуры. И если с рейдовыми перегружателями у Трансшипа проблем нет, то речными терминалами и флотом для обеспечения собственной эффективной логистики зерновых в Украине владеет только Нибулон, у которого есть свой успешно работающий на Банке Трутаевой рейдовый кран Святой Николай (мощность 2,5 млн т в год).

Кроме этого, непонятно чем такой порт будет отличаться от банки Трутаевой. Погодные условия вряд ли будут существенно лучше, учитывая что порт все равно будет в условно открытом море. По глубинам, банка дает возможность вполне комфортно работать с панамаксами (12 м) и даже постпанамаксами (до 16 м), чего более чем достаточно для формирования крупных судовых партий зерновых.

Также есть вопросы к грузовой базе. При текущем уровне тарифов, мы не видим грузопоток зерновых по Днепру более 10 млн т, часть из которого естественно абсорбирует Нибулон, у которого для этого готова вся инфраструктура. Потенциал этого грузопотока сможет вырасти, но это случится скорее на фоне неспособности припортовых железнодорожных станций обрабатывать возрастающий грузопоток, что направит груз на реку просто от безисходности. В таком случае все будет решать маржинальность экспортеров, и как не парадоксально, их возможности позволить себе недешевую речную логистику в Украине.

Таким образом, возможности порта по работе с действительно привлекательным грузопотоком ограничены, а перевалку металлолома и контейнеров сейчас вряд ли можно назвать перспективной.

Для того чтобы схема такого рейдового порта начала работать, необходимо создание благоприятных тарифных условий на Днепре, которые сделают реку реально наиболее дешевым видом транспорта, и откроют возможности для инвестиций во флот и речную терминальную инфраструктуру. 

2