Одним из наиболее знаковых событий текущего месяца для морехозяйственного комплекса, да и для всей транспортной отрасли Украины, можно считать принятие парламентом в 1-м чтении нового законопроекта о концессиях, которого так долго ждет бизнес и который призван создать прозрачные и эффективные условия для инвестирования в развитие отрасли.

Рассмотрим вкратце основные новшества, которые предлагаются этим законопроектом

Упрощение процедуры принятия решения о реализации концессионного проекта

Действующее концессионное законодательство предусматривает чрезмерно сложный и забюрократизированный путь для принятия решения о заключении договора концессии. Этот путь предполагает обязательное согласование как минимум с четырьмя министерствами –  Мининфраструктуры как органом управления, а также с министерствами экономики, финансов и юстиции, с последующим итоговым утверждением на уровне Кабмина.

Законопроект предлагает упросить эту процедуру и предусматривает, что для реализации концессионного проекта требуется согласование лишь на уровне трех министерств (инфраструктуры, экономики и финансов), а выведение вопроса на уровень Кабмина допускается только в исключительных случаях (в частности, для принятия решения о выборе концессионера без проведения конкурса (см. ниже).

Переход из аренды в концессию без проведения конкурса по выбору концессионера  

Действующее законодательство предусматривает, что выбор концессионера может осуществляться исключительно по результатам проведения специальной конкурсной процедуры.

Законопроект же предлагает внедрить потенциальную возможность компании, которая арендует объекты государственной собственности по договору аренды и имеет намерения реализовать на базе таких объектов инвестиционный проект, трансформировать свои отношения с государством из арендных в концессионные без проведения конкурса по выбору концессионера.

Данная новелла законопроекта является прогрессивной и будет способствовать соблюдению баланса интересов между новыми инвесторами и теми портовыми операторами, которые уже долгие годы эксплуатируют объекты портовой инфраструктуры и вложили значительные суммы в их модернизацию на базе арендных договоров.

Внедрение возможности участия государственных предприятий-балансодержателей государственного имущества в концессионном договоре

Действующее законодательство не позволяет возложить на государственные предприятия, чье имущество передается в концессию, какие-либо обязательства в рамках исполнения концессионного договора (к примеру, выполнение дноуглубительных работ в порту и т.д.).

Более того, не имея права претендовать на получение части концессионных платежей (поскольку 100% таких платежей должны оплачиваться концессионером в государственный бюджет), указанные балансодержатели в принципе не заинтересованы в концессионном сценарии, что приводит к конфликту интересов конкретного предприятия и отрасли в целом, а также к торможению концессионной процедуры на уровне руководителей госпредприятий.

Законопроект предлагает эффективное решение данной проблемы путем внедрения возможности госпредприятий - балансодержателей государственного имущества участвовать в концессионных договорах на стороне концессиедателя, что позволит как возлагать на такие предприятия прямые обязательства в рамках концессионных проектов, так и наделять их соответствующими правами (в том числе, правом на получение части концессионных платежей).

Прочие положительные для бизнеса новшества законопроекта

Рассматриваемый законопроект предусматривает целый ряд других положительных и прогрессивных, с точки зрения инвесторов, новшеств, в частности:

- частичное упрощение регулирования земельных и строительных вопросов в рамках реализации концессионных проектов (внедрение упрощенной процедуры оформления концессионером права пользования земельным участком, необходимым для исполнения договора концессии, разрешительной документации в сфере строительства и т.д.);

- возможность заключения концессионного договора не только самим победителем концессионного конкурса, но и его дочерней компанией;

- право передачи любых споров, проистекающих из концессионного договора, на рассмотрение в международный коммерческий арбитраж, выбранный сторонами и т.д.

Что необходимо доработать?

Несмотря на то, что в целом законопроект носит позитивную направленность, некоторые его положения, по нашему мнению, пока еще являются "сырыми" и нуждаются в совершенствовании. Так, полагаем, что в рамках доработки законопроекта целесообразно:

- усовершенствовать положения, регулирующие передачу имущественных прав по договору концессии в залог для обеспечения обязательств по кредитным договорам;

- внедрить ограничения по сумме фиксированного платежа, который может быть возложен на концессионера дополнительно к концессионным платежам с целью покрытия долгов госпредприятия, чье имущество передается в концессию (и/или предусмотреть механизм последующего зачета такого платежа в счет концессионных платежей);

- предусмотреть возможность трансформации договора аренды в договор концессии не только полностью, но и частично – когда только часть объектов аренды передается в концессию, а остальные продолжают эксплуатироваться по договору аренды;

- применить в отношении концессии льготы в сфере банковского и валютного регулирования, установленные законопроектом для других форм государственно-частного партнерства;

- отказаться от института принудительного изъятия земельных участков из собственности / пользования во внесудебном порядке для целей реализации концессионных проектов (поскольку такое новшество является слишком радикальными для Украины и создает почву для злоупотреблений);

- доработать переходные положения законопроекта, которые предусматривают внесение масштабных изменений в другие законодательные акты, с целью приведения всей законодательной базы к единой логике и принципам, а также  с целью исключения коллизий между законами.

 

ВЫВОДЫ:

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что принятие нового закона о концессиях в любом случае будет позитивным событием, поскольку даст существенный толчок для инвестирования в транспортную отрасль Украины. Вместе с тем, если до вынесения законопроекта на последующие чтения в Парламенте он будет доработан и усовершенствован, с учетом замечаний и пожеланий бизнеса, это позволит сделать долгожданный концессионный сценарий взаимоотношений между инвесторами и государством еще более эффективным.

 

Александр Кифак

управляющий партнер ЮФ "АНК", адвокат

Дмитрий Колодяжный

руководитель практики сопровождения инвестиционных проектов ЮФ "АНК", адвокат