Эффективность работы зерновых терминалов в портах определяется множеством факторов, один из них – оборачиваемость мощностей единовременного хранения. Зернохранилища в портах предназначены для накопления судовой партии, но не для длительного хранения зерна, как в обычных элеваторах. Зерно в портовом силосе хранится до месяца, потом оно должно уйти на судно.

Если скорость приемки и отгрузки на элеваторе совпадают и зерно доставляется на терминал регулярно, необходимости в накоплении значительной части судовой партии нет, оборачиваемость мощностей для хранения высокая. Однако для большинства украинских зерновых терминалов интенсивность приёма зерновых намного ниже, чем интенсивность транспортировки по терминалу и отгрузки на судно. Одна из главных причин этого - недостаточно развитая припортовая ж/д (в первую очередь) и автомобильная инфраструктура. Пропускная способность большинства припортовых ж/д станций отстает от пропускной способности портов, создавая то самое «бутылочное горлышко» на пути грузопотока. В результате операторы терминалов вынуждены строить дополнительные силоса, чтобы накопить партию к приходу судна и отгрузить ее с темпами погрузки по мировым стандартам.

AI_blog

В украинских портах оборачиваемость зерновых терминалов находится в пределах 10-20. Для сравнения, на терминале Columbia Grain в Портленде (США), который был построен в 1983г, оборачиваемость мощностей для хранения составляет 45-50. На более современном терминале ETG в Лонгвью (США) оборачиваемость превышает 60. Разгрузка состава из 110 вагонов на ETG занимает 5 часов.

Очевидно, что наши терминалы в состоянии работать с более высокой оборачиваемостью при условии развития припортовой логистической инфраструктуры и возможности организовать точные регулярные поставки зерновых в порт, например, за счет организации шатловых поездов. Однако пока этого нет.  В результате мы переваливаем миллион там, где могли бы перевалить полтора, а то и два. 

а