Уже третий год Министерству инфраструктуры Украины никак не удается разработать новую Методику расчета ставок портовых сборов для взимания с валовой вместимости судов - важнейшего отраслевого нормативного документа в области портового ценообразования.

Специалисты, систематически привлекаемые МИУ к разработке Методики расчета ставок портовых сборов, пока не дали необходимый результат.  Ни один из подготовленных ими 4-х вариантов проекта этой Методики так и не был принят из-за многочисленных замечаний, высказанных в ее адрес отечественными специалистами морского транспорта.

Мне, к сожалению, неизвестны эти замечания. Но тот факт, что в каждом  варианте проекта этого документа  были представлены экономически необоснованные и ошибочные формулы для расчета ставок портовых сборов, а также не был указан  порядок  взимания их с валовой вместимости судов, не позволяет рассматривать их в виде Методики.

Непонятна и одновременно производимая  МИУ разработка новой Методики начисления портовых тарифов и сборов, как отдельного документа, которая, по словам Министра, позволит снизить  размер портовых сборов до их уровня в порту Констанца (и даже "менее").  А также  намерение МИУ  не позднее  19 декабря сего года представить на утверждение некую новую "Методику расчета   портовых сборов, взимаемых с судов в украинских морских торговых портах, с их последующим снижением".  Последнюю следует рассмотреть несколько подробнее.

В портовом ценообразовании есть такие понятия, как "расчет портовых сборов" и "расчет ставок портовых сборов".

Под расчетом портовых сборов понимается определение величины сборов, взимаемых с судовладельцев за посещение его судами портов, которое производится исходя из действующих ставок  и порядка их начисления. То есть никакой методика для этого не требуется! Поэтому словосочетание: "методика расчета портовых сборов" - полная бессмыслица. Однако, для расчета ставок  портовых сборов с целью их взимания с валовой вместимости судов необходима специальная методика.

Допустим, что действительно имелась в виду разработка именно Методики расчета портовых сборов, а не расчета их ставок. В таком случае интересно, как путем усовершенствованного механизма расчета портовых сборов, взимаемых с судовладельцев,  можно добиться экономически обоснованного их снижения? Ведь, не является секретом, что уровень ставок портовых сборов определяется величиной стоимости услуг, ими оплачиваемых, и не зависит от   механизма расчета портовых сборов.

Можно, конечно, снизить расходы судовладельцев на  оплату портовых сборов, доведя их до уровня в порту Констанца, и даже "меньше" путем предоставления дополнительных скидок и установления льготных условий взимания   отдельным судам, сверх тех, которые учитывались в формулах расчета  базовых ставок сборов. Но в таком случае мы не выйдем на запланированные доходы ГП "АМПУ" на содержание и развитие инфраструктуры морских портов, которые учитывались при разработке формул их расчета.   Из каких источников будут компенсироваться недостающие средства этого государственного предприятия? Не получит запланированных средств и госбюджет от административного сбора.

Если же под разработкой Методики расчета портовых сборов имели в виду Методику расчета ставок портовых сборов, то как путем усовершенствованного   механизма расчета ставок портовых сборов, появится  возможность их снижения?

Методика расчета ставок портовых сборов необходима не для их снижения, а для установления экономически обоснованного, реального их уровня. То есть такого уровня, принципы расчета которого  и условия взимания соответствовали бы тем, которые приняты в зарубежном портовом ценообразовании.

Если разработчики Методики расчета ставок портовых сборов полагают, что указанное   снижение  портовых сборов может быть достигнуто, например, путем  финансирования инвестиций за счет внешних источников (кредитов), а не из внутренних  средств  -  от портовых сборов,  то это не связано с методологией расчета ставок портовых сборов. Методика может лишь рекомендовать учитывать   в ставках портовых сборов  величину прибыли, необходимую для развития инфраструктуры морских портов, например, в разумных пределах с учетом возможности ее реализации на рынках портовых услуг. Однако   окончательное решение об уровне прибыли, подлежащей реализации услуг, оплачиваемых портовыми сборами, принимает руководство предприятия, в соответствии с проводимой им тарифной политикой.

Советник министра инфраструктуры Александра Воропаева, комментируя ход встречи в МИУ с участием представителей бизнеса, посвященной вопросу портовых сборов, на своейстранице в Facebook, сообщила, что для "повышения конкуренции украинских портов в черноморском бассейне, для привлечения грузов, наращивания транзита и победы Констанцы, Поти и строящийся порт Тамань, государство и бизнес должны договориться?".  И что уже найдена  возможность снизить сборы от 30 до 60% и даже больше.

Интересно, о какой "победе Констанцы" идет речь? Разве  не известно, что в этом порту портовые сборы в разы ниже, чем в портах одесского региона,  и на порядок ниже, чем в Николаевском морском порту? 

И в заключение отмечу, что высокая привлекательность отечественных морских портов  (низкий уровень ставок всех судовых портовых сборов, в том числе портовых - на уровне порта Констанца  и даже "меньше", тарифных ставок за перевалку и хранение грузов на складах портов, а также высокое качество обслуживание клиентуры) будет сведена на нет высокими затратами грузовладельцев  на оплату транспортировки грузов  наземным и речным видами транспорта при реализации  (или закупке) товаров на мировых товарных рынках через морские порты Украины. Поэтому проблема повышения привлекательности для грузовладельцев морских портов   должна решаться комплексно - путем проведения МИУ  экономически обоснованной, взвешенной и  согласованной тарифной политики на всех видах транспорта.  

Читайте также Реформирование системы портовых сборов: Чего хочет бизнес