Так уж повелось, друзья, что принято в нашей стране сравнивать отечественные дикарские реалии с цивилизованными европейскими. Мол, да вы только посмотрите на это, а вот в Европе! Никому не предлагаю отказываться от своих убеждений, а просто поведаю одну историю, связанную с одним очень уважаемым авиаперевозчиком.

В общем потоке критики в адрес украинского бизнеса немало достается отечественным авиакомпаниям. Распустились, проклятые! И цены у них высокие, и сервис отвратительный. Откройте скорее небо с Европой, дабы пришли цивилизованные классики и лоукосты да спасли нас от этой напасти. Вот только действительно ли западные перевозчики так хороши, как их представляют?

Несколько недель назад поступило нам с коллегами предложение отправиться в пресс-тур с польской авиакомпанией LOT, которая готовилась к презентационному рейсу своего нового самолета – Boeing 787 Dreamlinerпо маршруту Варшава–Киев. Ну что же, звучит заманчиво, и мы, не моргнув глазом, согласились. Тем более, что LOT пообещал нам всевозможное содействие со своей стороны. После паузы в несколько недель представители перевозчика наконец связались с нами в четверг вечером и предложили прибыть к ним на следующий день с утра пораньше с приглашением и фотографиями, дабы затем проследовать в посольство. Приглашения же в этот момент спокойно лежали в офисе пресс-службы аэропорта "Борисполь".

Но, благодаря тому, что наши коллеги из аэропорта пошли нам навстречу, в 9:00 мы уже улыбались украинским представителям LOT в Киеве. Забрав оставшиеся документы, мы направились в посольство. Встречала посетителей в окошке не слишком приветливая девушка, которая поинтересовалась, не из LOT ли мы. После длительного изучения бумаг она наконец произнесла:

– Ну что же, хорошо, приходите за паспортом 17-го числа.

– Но у нас вылет 17-го числа рано утром! Разве компания вас не предупредила?

– Нет, мы сегодня принимаем документы на 17-е число.

После этого девушка предложила нам подождать минут десять, в течение которых она напряженно обдумывала, как же спасти положение. Хотя, как оказалось, стандартный рецепт уже давно был у нее под рукой. Быстрым движением руки она выписала нам с коллегой корешки на оплату и сказала:

– Вы пойдете по экспресс-процедуре. Она оплачивается по двойному тарифу. И, пожалуйста, сделайте это сегодня, чтобы мы могли запустить оформление визы.

То, что журналистская виза с рабочей целью делается бесплатно, ее абсолютно не интересовало. Наши редакционные удостоверения не произвели на девушку никакого впечатления, хотя я что-то не припомню, чтобы посольство устанавливало для таких документов какие-либо критерии…

В общем, не станем вдаваться в дальнейшие подробности, а перенесемся в день нашего путешествия. Зима, признаться, радовала: на дворе стоял мороз, примерно –16, тогда как Варшава обещала встретить нас теплом +2. Вылетать предстояло рано, и мы с невыспавшимися коллегами в 6:30 утра уже разыскивали нужную стойку регистрации в терминале "В" аэропорта "Борисполь". Поскольку рейс в столицу Польши выполняла авиакомпания "АэроСвит" в рамках код-шерингового соглашения с LOT, мы ожидали неприятных сюрпризов. Уж слишком много не очень хороших новостей о задержках рейсов или конфликтах с контрагентами было в эфире.

Однако, вопреки злым языкам, самолет оторвался от земли точно по графику. Более того, после набора высоты бортпроводники предложили нам (что весьма неплохо для 1 часа 20 минут пути) чай, кофе, соки и вкусный сэндвич. В Варшаве к моменту нашего прибытия сгущался туман, а потому, вынырнув из белого сплошного облака, мы почти сразу же коснулись земли. Посадили пилоты машину виртуозно, за что мы с восхищением им поаплодировали.

Паспортный контроль прошел довольно забавно. В стеклянной будке сидели две приветливых девушки в погонах, которые осведомились у моего коллеги, какова цель его приезда. Когда он совершенно искренне ответил, что приехал, мол, первый в Европе Dreamliner обкатывать, пограничницы дружно расхохотались и многозначительно произнесли: "Дримлайнер капут!". Однако, никакого патриотизма и уважения к национальному перевозчику…

Впрочем, основания так шутить у них все же были. Ибо многие издания пестрили заголовками о неполадках в электронике или утечке топлива в двигателях Boeing 787. Однако до вылета на этом славном самолете у нас оставалось еще полдня, и мы попали в заботливые руки авиакомпании LOT… Нет, нас, конечно же, встретили в аэропорту и повезли в офис перевозчика. Но, задавая сотруднику пиар-службы, вопросы, мы все больше настораживались.

Как оказалось, никто из топ-менеджеров компании не планировал никакой пресс-конференции, никакого брифинга и даже интервью для иностранных журналистов, которые непонятно зачем преодолели более 700 км. Ну да ладно, не хотят и не нужно. Мы ведь на самолет полюбоваться приехали! И не просто поглазеть, но и запечатлеть. Для будущих поколений, так сказать: глядите, мол, мы стояли у самых истоков, когда в Европе только начинали эксплуатировать Dreamliner!

Но не тут-то было! Оказывается, наши просьбы выпустить нас на перрон и отснять оттуда лайнер мечты, которые мы направляли по электронной почте, остались без внимания. Пиарщики смущенно улыбались и говорили: "Боюсь, это невозможно. Вы можете разве что сфотографировать его из окна терминала. А возможность сделать кадры на перроне вам предоставит аэропорт "Борисполь". Наши аргументы, что в "Борисполе" к моменту нашего прибытия будет темно, на вежливых сотрудников LOT никак не действовали. Делать нечего. С паршивой овцы хоть шерсти клок! И мы попросили наших коллег хоть немного показать нам город. Но даже здесь они оказались пойти нам навстречу, заявив, что до обратного вылета слишком мало времени.

И получилось, что мы прилетели в Варшаву исключительно для того, чтобы посмотреть на музей в офисе авиакомпанииLOT и пообедать вместе с ее сотрудниками. Новостей, как вы понимаете, не было, а потому каждый невольно задумывался, что же сказать руководству…

Но вот наконец мы отправляемся обратно в аэропорт. Хочу сказать, что легендарный самолет заставил себя ждать: он опоздал в Варшаву из Вены, а потому наш вылет перенесли на час. В конце концов, гейт открывается, и мы проходим на посадку. Салон у лайнера мечты действительно современный. На борту есть система развлечений, которая позволяет пассажирам скоротать время при длительных перелетах. Нам же предстояло пробыть в воздухе всего один час и пятнадцать минут.

На эшелоне стюардессы начали обслуживание. И с приветливыми улыбками они протягивали нам пакеты с местным деликатесом - солеными крекерами. И тут невольно вспоминался сэндвич на борту всего из себя плохого "АэроСвита". Его в тот момент сильно не хватало. Над "Борисполем" самолет дал достаточно сильный крен в правую сторону. Правда, после этого благополучно выровнялся и стал садиться. Не знаю, когда пилоты включили реверс на полосе, но мы успели промчаться добрых 300-400 метров, прежде чем они это сделали. И самолет затормозил, как автомобиль, который не то, чтобы очень резко, но немного подрезали… Наши коллеги из польских СМИ, которые успели на борту выпить за здоровье не только экипажа, но и всего штата LOT, весело аплодировали…

Почему-то аэропорт "Борисполь" не возражал, чтобы мы вышли на перрон и сфотографировали самолет. У LOT же были с этим проблемы… Более того, представители компании, которые прилетели в Киев, были, как бы это сказать, не очень настроены общаться с журналистами. Хотя это была их презентация, и в их же интересах было сказать хоть что-нибудь, что помогло бы пропиарить их славный самолет. Зато, спустя некоторое время к нам вышел генеральный директор аэропорта Антон Волов, который спокойно ответил на наши вопросы и вселил в нас чувство, что день все же прошел не совсем зря…

Так что, может, и не стоит так сильно обрушиваться с разгромной критикой на отечественных авиаторов. Ведь порой они работают лучше, чем их европейские коллеги, хоть у последних и репутация получше. Я никоим образом не оправдываю наши компании за оплошности, которые они допустили. Но все-таки европейское еще не означает хорошее. И с прессой не только у нас работать не умеют. Так что давайте ценить то хорошее, что у нас есть, и стараться, каждый со своей стороны, делать его еще лучше!