Администрация морских портов Украины (АМПУ) собирает исходные данные от субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в морских портах, в том числе от государственных и частных портовых операторов, для включения их территорий в границы морских портов. В дальнейшем на основе собранной информации будет подготовлено постановление Кабинета министров Украины "Об определении границ территорий морских портов".  Часть предприятий, по информации АМПУ, необходимые данные уже предоставили. Однако у портовых операторов возникали и до сих пор возникают ряд вопросов по предоставлению необходимой информации и дальнейшего включения территорий в границы порта. Отвечаем на наиболее частые вопросы.

На протяжении 10 месяцев с момента публикации Закона Украины о морских портах, а точнее до 13 апреля 2013 года, Кабинет министров Украины, согласно его переходным положениям, обязан был привести организационно-правовую модель функционирования морских портов в соответствие с этим законом.  Кабмину, в частности, необходимо было определить границы территории и акватории каждого морского порта на основании проведенной инвентаризации имущества и земельных участков земель водного фонда, отведенных для строительства объектов портовой инфраструктуры государственным предприятиям - морским портам и частным субъектам хозяйствования. Кабмину также следовало собрать информацию о частных субъектах хозяйствования, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров и грузов, промышленных предприятий и о формах и условиях их сотрудничества с государственными предприятиями - морскими портами.

На сегодняшний день ни один морской порт не является портом в понимании базового закона. Оценивая этот казус с формально-юридической позиции, при отсутствии порта как такового под сомнение можно поставить даже правомерность взимания портовых сборов.

Однако в установленное время была собрана далеко не вся информация. И хотя границы акваторий морских портов были утверждены соответствующим постановлением, границы территорий морских портов определены так и не были. Как следствие, на сегодняшний день ни один морской порт не является портом в понимании базового закона. Оценивая этот казус с формально-юридической позиции, при отсутствии порта как такового под сомнение можно поставить даже правомерность взимания портовых сборов.

В середине марта текущего года Мининфраструктуры сообщило о разработке проекта постановления Кабмина об определении границ территорий морских портов. Для включения земель, на которых расположены объекты портовой инфраструктуры, в границы морских портов, портовым операторам необходимо предоставить в АМПУ ряд документов – копии документов, удостоверяющих право на земельные участки (или налоговую декларацию по плате за землю в случае отсутствия оформленных прав землепользования), и заполнить две предоставленные проформы. В противном случае "деятельность таких субъектов хозяйствования будет осуществляться вне правового поля".

Необходимость правового урегулирования и упорядочивания вопроса с границами портов сомнений не вызывает. Это долгожданная и, безусловно, очень нужная процедура. Однако вопросов к процедурным моментам оказалось более чем предостаточно. Означает ли своевременная подача необходимых документов автоматическое включение территорий в границы порта? Нужно ли подтверждать соответствие включаемых земель предусмотренным в законе критериям? Каковы последствия в случае непредоставления соответствующей информации? Обязаны ли подавать какую-либо информацию те портовые операторы, которые на момент вступления в силу Закона о морпортах уже осуществляли деятельность в порту, или же соответствующие сведения будут включены "без участия" компаний в силу предписаний заключительных положений Закона? 

Сложившийся на момент вступления в силу Закона статус-кво может не соответствовать нынешним портовым реалиям – территории портовых операторов могут расшириться или наоборот уменьшиться.

Примечательно, что ответы на такие, казалось бы, простые и понятные вопросы, не столь однозначны - мнения участников рынка, как и отраслевых юристов, разделились. Этому способствовали не только неточности заключительных положений Закона, но и большой временной разрыв между вступлением в силу Закона и предстоящим утверждением Кабмином границ портов. Действительно, сложившийся на момент вступления в силу Закона статус-кво может не соответствовать нынешним портовым реалиям – территории портовых операторов могут расшириться или наоборот уменьшиться и проч.

Для начала напомним, что именно подразумевается под определением "территория порта". В Законе о морпортах указаны следующие характеристики и требования к территории порта. Это "сухопутная территория Украины с определенными границами, в том числе искусственно созданные земельные участки", "территория, оборудованная для обслуживания судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а также других связанных с этим видом хозяйственной деятельности".

Территория порта может состоять из земель морского транспорта, земель промышленности и земель водного фонда, а также включать отделенные от основной территории земельные участки, имеющие одинаковый с основной территорией правовой режим использования. Земельные участки в пределах территории морпортов могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Сами же границы порта должны утверждаться Кабмином, исходя из положений Земельного кодекса Украины. Таким образом, можно предположить, что упомянутые выше предписания Закона являются общими и отображают совокупность критериев, которым должны соответствовать включаемые в границы порта территории.

С другой стороны, заключительные положения Закона содержат нормы о включении в границы порта субъектов хозяйствования, подпадающих под определение "морской терминал" на момент вступления в силу Закона. В частности, предприятия морского транспорта, которые на момент вступления в силу Закона подпадали под определение термина "морской терминал", независимо от их месторасположения в пределах или за пределами существующих государственных предприятий - морских портов, подлежат включению в границы морского порта, акваторией которого они пользуются, или в границы ближайшего морского порта.

Как известно, если специальная норма закона предусматривает другое, нежели общая, применяется правовое регулирование, установленное специальной нормой. Вместе с тем, формулировки переходных положений Закона не содержат конкретные правила включения действующих морских терминалов в границы порта, а также указаний на процедурные "льготы" по сравнению с включением территорий в общем порядке. Например, возможность включения земли любой категории. Поэтому, один лишь факт осуществления портовым оператором деятельности на момент вступления в силу Закона, не является, по нашему мнению, однозначной гарантией автоматического включении Кабмином занимаемых портовыми операторами территорий в границы порта без анализа соответствия таких территорий установленным Законом требованиям, или (как минимум) наличия согласия такого субъекта хозяйствования на включение в границы порта. Еще один нюанс заключается в том, что конфигурация и площадь территорий, которые занимают некоторые из портовых операторов, подпадавших под определение "морской терминал", по сравнению с моментом вступления в силу Закона также претерпели изменений. На примере Одессы это касается земельных участков т.н. "Сухого порта", право собственности на которые ряд портовых операторов приобрели уже после вступления в силу Закона.

Нужно ли портовым операторам подавать в АМПУ все запрашиваемые документы? Уверена, что стоит. 

Исходя из этого, возникает следующий вопрос. Нужно ли портовым операторам подавать в АМПУ все запрашиваемые документы?

Уверена, что стоит. Подавать все документы, которые подтверждают правовые основания землепользования (даже фактического), соответствие земель установленным Законом критериям, а также их месторасположение. Это следует сделать также тем операторам, которые на момент вступления в силу Закона о морпортах уже осуществляли свою деятельность в порту или за его пределами.  

И не потому, что предупреждение профильного министерства о невключении в границы порта в случае бойкотирования подачи запрашиваемых документов с правовой точки зрения полностью обоснованно. Как и, например, требование о подтверждении фактического землепользования налоговой декларацией по плате за землю (по нашему мнению, куда более логичным было бы запрашивание документов, которые подтверждают правовой титул на объекты недвижимости, расположенных на такой земле). А потому, что как для "новых игроков", так и для "старожилов" в условиях отсутствия четкого порядка установления Кабмином границ порта, при наличии на Кадастровой карте множества "белых пятен", в условиях того, что земельные участки в фактических границах портов до сих пор так и не сформированы в установленном законодательством порядке, правовое урегулирования вопроса о включении территорий в границы порта исключительно важно для дальнейшей деятельности предприятий. Остается только надеяться, что процедура включения территорий портовых операторов в границы порта не будет забюрократизирована и затянута.