Кроме того, такие автомобили могли бы быть весомым ответом на экологический вызов, так как дизельные агрегаты, на которых работает большинство современных грузовых автомобилей, очень не нравятся ЕС. Поэтому настало время узнать, что нового появилось на рынке грузовых электромобилей. 

"Nikola", но не "Tesla"

Когда мы говорим об электромобилях, многим из нас в первую очередь приходит в голову название "Tesla". Эта компания является лидером в производстве легковых электромобилей, поэтому многие склонны думать, что "Tesla" когда-нибудь предложит рынку и грузовой электромобиль. Такие планы на самом деле есть. В плане развития, представленном компанией в июле 2016 года, говорится: "Помимо потребительских машин, есть еще два других необходимых типа электрических транспортных средств: тяжелые грузовики и пассажирский городской транспорт. Они на ранних стадиях разработки и должны быть готовы в следующем году. Мы считаем, что „Tesla Semi“ значительно снизит стоимость грузового транспорта, одновременно повысив его безопасность и сделав управление действительно интересным". Иными словами, новости две: хорошая – грузовой электромобиль находится в стадии создания и должен появиться на свет уже в нынешнем году. Плохая – "ранняя стадия разработки" может затянуться на неопределённое время, а у перевозчиков его нет.

Между тем конкуренты "Tesla" не дремлют. В декабре 2016 г. американская компания "Nikola Motor" представила модель грузового электромобиля "Nikola One". Этот автомобиль можно не только "пощупать" на выставочном стенде, но и заказать.

nikola_one_14-a72e272650880c5e88a84ccd8636c3ac5f402cd2f75a317d8cca6c3855905feb

Трэвор Милтон, руководитель "Nikola Motor", высказался о своём детище так: "Наша технология на 10-15 лет опережает всех производителей грузовиков по эффективности, расходу топлива и эмиссии. Мы единственные, кто делает грузовики с почти нулевой эмиссией и, тем не менее, превосходим дизельные с грузом в 36 тонн. Получить более 7000 предзаказов на сумму более $2,3 млрд, когда до официального появления осталось 5 месяцев — невиданное дело". Массовое производство грузовиков этой модели "Nikola Motor" планирует начать в 2020 году.

Немного подробностей об этом "чуде на колесах". Новинка обещает запас хода в 1300-1900 км и оснащена шестью электромоторами (по одному на каждое колесо), обеспечивающими суммарную мощность порядка 1000 лошадиных сил. Электромобиль приводится в движение электрическим приводом с батареей емкостью 320 кВт/ч, энергию для которой поставляет блок водородных топливных элементов. Изначально планировалось, что эту функцию будет выполнять двигатель внутреннего сгорания на природном газе (в первую очередь, сжиженном), но позднее компания решила остановиться на водороде, оставив возможность применения газа на определенных рынках. Одновременно этот автомобиль отличается не только исключительно комфортными условиями для водителя, но и массой других технологических преимуществ, в том числе и такими, которые ощутимо уменьшают его массу.

Однако, как и следовало ожидать, это "удовольствие" будет стоить довольно дорого. Производители точных цифр не называют, но в публичном пространстве промелькнули 375 тыс. долларов. Правда, первые американские покупатели получат весомые льготы (например, бесплатное техобслуживание), на которые в определённое время смогут рассчитывать и зарубежные клиенты.

Тут уместно задать вопрос – а что насчет производства грузовых электромобилей думают крупнейшие европейские производители?

Европейский ответ

В середине 2015 г. в виртуальном пространстве промелькнуло известие о том, что тяжеловесный электромобиль, сертифицированный к работе на дорогах общего пользования, произвела компания BMW. По словам представителя концерна, электрификацию автомобилей BMW считает неизбежной основой будущего дружественного к окружающей среде транспорта. Летом 2015 года BMW стал первым европейским производителем, который для собственных логистических нужд начал использовать грузовой электромобиль. Этот 40-тонный грузовик работает без ущерба для чистоты окружающей среды, в рабочее состояние его приводит один-единственный электрический двигатель, который заряжается электроэнергией, получаемой из возобновляющихся источников. По подсчётам концерна, автомобиль с электрическим приводом защищает окружающую среду от 11,8 тонн CO2 в год. Батарея грузового электромобиля полностью заряжается в течение 3-4 часов. Этот, принадлежащий концерну автомобиль, был собран на конвейере голландской компании "Terberg". Но беда в том, что без подзарядки батареи оговариваемый автомобиль может пройти всего лишь 100 км.

Шведский концерн "Volvo" с 2007 года проводит исследования в области использования альтернативных энергетических источников и поиска наиболее оптимального (в экологическом плане) варианта. По словам генерального директора "Volvo Trucks" Клаэса Нильссона, "компания стремится быть лидером в сфере электромобильности и постоянно достигать новых вершин в области экономии топлива и снижения уровня вредных выбросов. Силовая установка нашей концептуальной модели была разработана с целью повышения эффективности перевозок, и тем самым мы стремимся способствовать переходу отрасли к энергоэффективным видам транспорта".

volvo-concept-truck_100593734_m

Упоминая "концептуальный грузовой автомобиль", К. Нильссон имел в виду модель "Volvo Concept Truck", представленную в мае 2016 года. На сегодняшний день эта модель усовершенствована. Новый прототип отличается не только улучшенными аэродинамическими свойствами, меньшим весом и сопротивлением качению, но и особыми гибридными (дизельными и электрическими) силовыми агрегатами. Правда, в ходе каждой стандартной магистральной перевозки на гибридной силовой установке автомобиль может работать не более 30% времени в пути.

 "Легкий" сегмент

В сегменте небольших электрических и гибридных грузовых автомобилей, предназначенных для работы на коротких расстояниях, очень активно работают традиционные европейские производители грузовой техники. И это понятно – в отличие от Америки, где приоритетом автомобильного производства считается мощность и впечатляющие размеры, в Европе во все времена акцент делался на экономичность и дружелюбность к окружающей среде.

Так, в июле прошлого года компания "Daimler" на выставке в Штутгарте представила свой "Mercedes-Benz Urban eTruck" – грузовой электромобиль с общей допустимой массой 26 тонн, который без подзарядки батареи может проехать 200 км. Серийное производство этой модели планируется начать в 2020 году (прямо какая-то заколдованная дата!), а до тех пор всю имеющуюся технологию компания задействует в производстве малотоннажных транспортных средств.

В линейке экологически чистых грузовых автомобилей от компании "Renault" имеется не одна, а несколько моделей. Это и 3-тонный электромобиль-рефрижератор "Renault Midlum" (он без подзарядки может пройти 140 км), и 4,5-тонный "Maxity Electric", в котором электроэнергию (с помощью электродов) производят водородные топливные элементы, и 16-тонный "Renault Trucks D" с 200-километровым запасом автономного пробега. Производитель заявил, что его цель – к 2020 году (опять эта волшебная дата!) найти экологически чистые решения, которые будут выгодны и эффективны как компании, так и её клиентам.

"Scania" решила не изобретать велосипед - "электрическая" мысль этой компании заключается в создании электрического грузовика-троллейбуса. Для этого в городах и/или пригородах нужно будет проложить сеть электрических проводов (наподобие троллейбусных или трамвайных линий), к которым грузовые автомобили будут подсоединяться с помощью пантографа. В тех местностях, где такой инфраструктуры нет, грузовые автомобили будут работать на другом виде топлива.

На сегодняшний день в линейке экологических автомобилей "Scania" есть модель P320 – это гибридный грузовой автомобиль, в котором установлен электрический двигатель и двигатель, работающий на биотопливе. Правда, электричества хватает всего на 45 км пробега, но все равно этот грузовик очень симпатичный.

Всех на этом рынке решил обогнать "MAN". Производство грузовых электромобилей этот концерн начал с 26-тонного гибридного мусоровоза "MAN Metropolis", а в марте 2017 года представил концептуальную модель среднетоннажного электрического грузовика городского типа с практически "стандартным" автономным пробегом в 200 км и планами начать серийное производство этой модели уже в 2018 году. Одновременно этот автомобиль должен стать своего рода тестовой платформой, на основе которой в короткий период будут проводиться разработки других электрических моделей с общей допустимой массой от 12 до 26 тонн.

Было бы странно, если бы в этой области ничего не преподнесли японцы. "Nissan" работает над проектом "e-NT 400", основной плюс которого заключается в том, что батарею грузового автомобиля, созданного на базе "Nissan Atlas", зарядить до 80% ее мощности можно за полчаса.  Главный минус этой модели – короткое расстояние автономного пробега (всего 60 км). В случае 6-тонной модели "Mitsubishi eCanter" этот показатель несколько лучше (100 км), но до европейских аналогов он тоже не дотягивает

Что об автомобилях будущего думают перевозчики?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что более активное продвижение грузовых электромобилей на рынок тормозят три основные проблемы – технология, высокая стоимость и, конечно же, недостаточно развитая для такого вида транспорта инфраструктура. Если сопоставить затраты на приобретение грузовых электромобилей и их эксплуатацию, то на сегодняшний день дешевле купить дизельный аналог (если только не случится чудо, и государство и/или ЕС не начнут предоставлять финансовые льготы, как в случае с возобновляемыми источниками энергии). В противном случае перевозчикам пришлось бы повышать стоимость своих услуг, а этого в условиях жёсткой конкуренции не может себе позволить ни один перевозчик.

Поэтому ничего удивительного, что перевозчики относятся к автомобилям будущего с некоторой осторожностью. Транспортники говорят, что их очень интересуют "чистые" автомобили (работающие на газе, электричестве и т.д.), так как это актуально в плане производственных затрат и высоких экологических требований, но говорить о переходе к работе на грузовых электромобилях еще рано – нужно подождать, пока в этой области появятся определенные научные и практические результаты.

Расходы на топливо составляют основную часть всех затрат транспортных компаний. Кроме того, производителям грузовой техники становится все труднее соответствовать европейским экологическим стандартам, поэтому они вынуждены искать альтернативы, а перевозчикам, в свою очередь, необходимо работать на экономичных и экологически чистых транспортных средствах. Мы ждем, когда в производстве грузовой техники произойдет технологический скачок, однако, перед тем, как думать о приобретении автомобилей существенного нового поколения, мы должны тщательно взвесить все положительные и отрицательные (в плане затрат) последствия подобного решения.

Стоит подметить, что пока не произойдет "аккумуляторная революция", грузовые электромобили из города не вырвутся. Даже самые передовые представители этого сегмента будут вынуждены работать на гибридной технологии, когда электрическую батарею заряжает обычный (бензиновый, дизельный, газовый, водородный или биотопливный двигатель). С другой стороны, будущее – хотим мы этого или нет – приближается к нам семимильными шагами…