Международный аэропорт Будапешт имени Ференца Листа - главный аэропорт Венгрии - в 2016 году обслужил 11,4 млн пассажиров, увеличив годовой пассажиропоток на 11% (при средних темпах в ЕС +5%). Основные драйверы роста - два лоукоста: Wizz Air и Ryanair.

19955984_1664976760200568_2014835972161505184_o

3 февраля 2012 года прекратил полеты венгерский национальный перевозчик Malev. Это могло привести к коллапсу аэропорта. Авиаперевозчик обеспечивал аэропорту 3 млн пассажиров ежегодно, 17% транзитного пассажиропотока и 40% доходов. Два дальнемагистральных рейса - American Airlines в Нью-Йорк и Hainan Airlines в Пекин - закрылись из-за слабого местного рынка без подкрепления сетью Malevа. Этот кейс был очень интересными с точки зрения адаптации стратегии развития аэропорта без сетевой авиакомпании.

Мгновенно отреагировал Ryanair - разместил в Будапеште 5 самолетов и объявил о рейсах по 32 направлениям, рассчитывая на эксклюзивные условия от аэропорта. Не получив их, перевозчик сократил флот на два самолета. Сегодня Ryanair выполняет полеты по 24 направлениям и еще 8 добавит до конца года (включая Львов).

Как столичный аэропорт Будапешт не был склонен следовать подходам небольших отдаленных аэропортов в привлечении лоукостов любой ценой. Его стратегию можно сформулировать как построение столичного гибридного аэропорта: 50% классические перевозчики на европейских и дальнемагистаральных маршрутах и 50% лоукосты (их доля выросла с 26% в 2012 году до 51% в 2013 году).

Венгерский лоукост Wizz Air - крупнейший авиаперевозчик в аэропорту. После банкротства Malevа он увеличил флот в Будапеште с 4 до 7 самолетов. Сегодня выполняет полеты по 57 направлениям. К следующему лету Wizz Air забазирует в Будапеште еще два самолета и добавит 32 частоты в неделю. Таким образом, авиакомпания доведет свой флот в аэропорту до 13 машин и планирует за 2018 год перевезти в Будапеште 5,3 млн. пассажиров (+20% к этому году).

Сегмент классических перевозчиков представлен практически всеми флагманами европейских стран. Также, в аэропорт выполняются три дальнемагистральных рейса: Air China из Пекина, Emirates из Дубая, Qatar Airways из Дохи. В следующем году польский LOT начнет полеты на Boeing 787 Dreamliner из Будапешта в США: четыре раза в неделю в Нью-Йорк и два раза - в Чикаго.

Политика аэропорта позволила не только восполнить пассажиропоток Maleva, но и за три года - с 2013 по 2016 - показать рост в 34%. По результатам 2017 года аэропорт прогнозирует 12 млн человек.

Для развития в будущем, аэропорт планирует инвестиции в расширение инфраструктуры - строительство гостиницы (начато в 2016 году), новой галереи в Терминале 2B (окончание в 2018 году), грузового комплекса (начат в 2017 году) и нового пассажирского терминала 2C к 2020 году.

С 2013 года аэропорт Борисполь тоже сталкивается с трудностями: банкротство Аэросвита, падение пассажиропотока из-за экономической рецессии, прекращение авиасообщения с Россией. Совместно с базовым перевозчиком, Международными авиалиниями Украины (МАУ), Борисполь пошел по пути крупных европейских аэропортов - развивает классическую хабовую модель. В 2016 году аэропорт обслужил 8,7 млн. человек, показав рост в 26% по сравнению с 2014 годом. Больше половины обслуженных пассажиров - доля авиакомпании МАУ.

Весной этого года Борисполю достался еще один вызов - лоукост Ryanair воспользовался достаточно либерализированным авиарынком Украины с ЕС и анонсировал полеты с осени по четырем направлениям: из Лондона, Манчестера, Эйндховена и Стокгольма. Однако аэропорт не готов предоставить перевозчику специальные условия. По предварительным оценкам, они могут привести к сокращению прибыли аэропорта и снижению пассажиропотока других авиакомпаний.

Вопрос, какая же из моделей более выгодна - гибридная или классическая хабовая - пока открыт.