В этом году "Укрзализныця" решила особенно тщательно подготовить к предстоящему сезону  скоростные экспрессы Hyundai, обоснованно опасаясь повторения прошлогодних зимних ЧП. Дело не ограничилось техническим осмотром, который обычно проходит отечественный подвижной состав перед зимой. Выяснилось, что без внесения изменений в конструкцию "корейцев" не обойтись. Недавно Украинская железнодорожная скоростная компания сообщила, что согласовала с корейской стороной план модернизации поездов серии HRCS2, состоящий из 43 пунктов. Также сообщалось, что уже проведен первый этап такой модернизации и в настоящее время полным ходом идут работы по реализации второго этапа на базе Технической пассажирской станции "Дарница". Цель – адаптировать иностранный подвижной состав к суровым украинским зимам.

Читайте также Hyundai Corporation пообещала, что ее поезда зимой в Украине ломаться не будут

О том, что такая доработка необходима, многим специалистам было очевидно ещё летом 2012 года. Из-за спешки, составы не испытывались в зимнее время. Такие испытания были запланированы только на январь и февраль 2013 года. Но уже в декабре, когда экспрессы один за другим стали останавливаться посреди поля и так стало ясно, какие их узлы наиболее уязвимы.

Хроника корейского позора Первыми начали выходить из строя пантографы (токоприёмники). Причем ломались они не зависимо от температуры воздуха. Первые  инциденты с этими механизмами произошли ещё летом 2012 года. Оказалось, что  корейцы не учли особенности отечественной инфраструктуры, а именно частоту и малый радиус кривых. При прохождении искривленного участка пути пантографы не наклонялись, а  удерживали вертикальное положение. В результате во время движения поезда иногда происходил перехлест и соответственно взаимное повреждение контактного провода и пантографа.

Ситуация усугублялась тем, что пантографы крепились непосредственно к крыше вагона.  То есть при внештатной ситуации страдал не только токоприемник, но и элементы крыши. Такая неприятность произошла с целой секцией поезда Hyundai, который обслуживал львовское направление. 5 сентября 2012 года во время движения экспресса в районе Львова пантограф зацепил контактную сеть, в результате чего он был сорван со своего места вместе с  частью крыши вагона. В ней появились отверстия, через которые прямо в салон стал попадать дождь. Эту секцию пришлось отцепить, а поезд продолжил курсировать в семивагонном исполнении.

Затем после наступления холодов стали проявляться и другие конструктивные недоработки поездов Hyundai, из-за которых они скандально застревали в дороге. О них машинисты  рассказали на совещании межведомственной комиссии, экстренно созванной 21 декабря 2012 года, в котором принимал участие вице-президент компании Hyundai Corporation Соо Бок Ли. Выяснилось, что корейцы оставили незащищенными многие узлы и механизмы своих машин. Например, частой причиной остановок корейских экспрессов в декабре 2012 года был выход из строя определителя рода тока. Корейские инженеры очень неудачно разместили соответствующий блок  в верхней части вагона над салоном, где он снизу испытывал воздействие теплого воздуха, а сверху холодного. В результате по все законам физике в блоке накапливался конденсат, который и препятствовал нормальной работе устройства. Поэтому тяговые двигатели не могли перейти с работы на переменном токе на постоянный ток и поезда останавливались.

Цена по которой компания Hyundai Rotem предложила поставлять новые колесные пары, оказалась не приемлемой для "Укрзализныци".

Также машинисты жаловались на лобовое стекло кабины. По их словам оно очень тонкое и не обеспечивает достаточной защиты от внешних ударов. Кроме того в кабинах с перебоями работает обогреватель, а системы обдува лобового стекла нет вообще. Из-за этого оно иногда запотевает, весьма ухудшая видимость. 

Но больше всего претензий было к системе энергообеспечения вообще и к аккумуляторным батареям в частности.  Их ёмкости, сетовали машинисты, хватает всего на час автономного питания. При этом корейские конструкторы не предусмотрели режим  аварийного питания, поэтому при утере контакта поезда с контактной сетью, электричество подается абсолютно на все, даже на подсветку пульта управления. Как следствие батареи быстро разряжались,  а после их полной разрядки поезд утрачивал способность к самостоятельному движению.

Высказывались нарекания и в отношении конструкции клеммной коробки автосцепного устройства (джойса), через которые проложены цепи управления. Корейцы опрометчиво сделали их негерметичными. Соответственно зимой в них стала попадать влага, которая приводила к их неустойчивому функционированию. Были случаи, когда машинист переводил контроллер в положение «тяга», а поезд при этом тормозил.

Присутствовавший на этом совещании вице-президент компании Hyundai Corporation Соо Бок Ли все эти замечания старательно записал и пообещал все исправить причем за счет  самой компании.

Ремонт по-украински К замене пантографов приступили еще весной этого года. На сегодня эта работа уже завершена и по словам Генерального директора "Укрзализныци" Сергея Болоболина, инспектировавшего Техническую пассажирскую станцию "Дарница" в начале октября, претензий к новым токоприемникам нет. Зато осталась нерешенной проблема замены колесных пар, ресурс которых заканчивается. По информации источника в Украинской железнодорожной скоростной компании, цена по которой компания Hyundai Rotem предложила поставлять новые колесные пары, оказалась не приемлемой для "Укрзализныци". Поэтому на одном из совещаний при участии первого заместителя Генерального директора УЗ Николая Сергиенко был рассмотрен вопрос о возможности  размещения заказа на изготовление колесных пар в количестве 1000 единиц для поездов Hyundai на Нижнедепровском трубопрокатном заводе, входящем в группу Интерпайп.

По словам источника в "Укрзализныце" оценивают качество этих колес, как соответствующее мировым стандартам, в то же время  их цену не считают там завышенной. Однако, пресс-служба компании Интерпайп, заявила, что переговоры с Укрзализныцей по данному вопросу не ведутся.

Но достоверным фактом является то, что отечественное машиностроение уже принимает участие в ремонте поездов  Hyundai. Этим летом по просьбе Украинской железнодорожной скоростной компании одна из секций корейского экспресса проходила восстановление в цехах Кременчугского вагоностроительного завода. «Мы делаем ремонт пантографов, элементов крыши, усиливаем элементы, пострадавшие при эксплуатации этих поездов» - сообщил генеральный конструктор этого предприятия Олег Шкарбов. 

Смотрите фото заледеневшего поезда Hyundai