Везти или вывозить грузы на захваченных сепаратистами территориях Донбасса – очень опасная работа. Особенно для водителей из Одессы, рассказывает директор компании CONTAINERSHIPS Игорь Богданов. Были случаи, когда террористы на блок-постах избивали одесских водителей только за то, что они из города, который в свое время не поддержал идею сепаратизма.

Перевозчики были вынуждены изменить географию своей работы в регионе – теперь они доставляют груза только на подконтрольные украинским войскам территории, при этом грузовладельцев уведомляют, что не могут взять на себя ответственность за его сохранность. По словам представителей рынка, отправители, очень немногие, но идут на эти условия. Жители оккупированных регионов на свой страх и риск сами приезжают на так называемую "последнюю милю" подконтрольную Украине и на свой страх и риск доставляют грузы дальше.

Читайте также ЦТС-Консалтинг оценил влияние боевых действий на ж/д грузопотоки Украины

Коммерческий директор логистической компании DPD Ukraine Максим Сингаевский расказывает, что цена логистики на линиях Изюм-Луганск, или Северодонецк-Луганск удорожала на 70 процентов.

По отзывам представителей логистического рынка, происходящее сейчас на оккупированных ДНР и ЛНР территориях – это махновщина в неприкрытом виде. На каждой железнодорожной станции требуют разрешений, грузы простаивают, единой вертикали контроля за системой таможенных сборов не существует.

"Донбасс – очень важный для логистических компаний густонаселенный регион, поэтому в Донецке и Луганске мы пытались работать как говорят "до последнего". Все время появляются новые источники поборов. Придумали пропуска. Для 20 тонного авто плата за этот пропуск может составлять 80 тысяч грн – и это только разрешение. Гарантий что после его получения авто не ограбят – нет никаких. К тому же, играть в эти игры – это означает быть пособников террористов", - рассказывает Сингаевский.

Когда груз уже попадает на территорию Украины, то перевозчик попадает под статью – финансирование террористических организаций.

На сегодня его компания работает следующим образом. "Как только появляется информация об освобождении какой-то территории, мы доставляем туда груз. Свои логистическую географии в регионе пытаемся обновлять раз в неделю. По последней информации улучшилась ситуация с Луганском, отдута поступает оптимистичная информация", - говорит коммерческий директор DPD Ukraine.

"Большая проблема вывезти грузы с Донбасса, - отмечает Игорь Богданов, - Все грузы национализировала ДНР. Нужно платить за разрешения вывести товар, все наличкой. Но, когда груз проходит блок-посты, то там требуют получения еще и дополнительных региональных разрешений. Затем, когда груз уже попадает на территорию Украины, то перевозчик попадает под статью – финансирование террористических организаций. Вот и остается либо вообще не вывозить грузы из региона, либо прибегать к услугам "белых камазов".

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк рассказывает, что повреждения на железных дорогах Донецка и возле Дебальцево можно ликвидировать довольно скоро – за месяц и это не является вопросом больших затрат. Но ремонтным бригадам нужны гарантии безопасности. Часто их получить просто невозможно.

"Разрушения инфраструктуры заблокировали логистику региона: большинство предприятий простаивает, доступ ремонтных бригад ограничен, на неразрушенных и восстановленных участках движение осуществляется только при условии отсутствия боевых действий и медленно. Но на участках, где не ведутся боевые действия, восстановление инфраструктуры осуществляется достаточно оперативно", - рассказывает аналитик ЦТС-Консалтинг Дмитрий Ягелло.

По его словам, единственным участком, по которому возможна доставка груза в Донецк – участок Камыш-Заря– Донецк. На сегодня данный участок загружен полностью. Но пропускная способность участка – всего лишь 30% от всей потребности региона.

С Крымом ситуация несколько иная. По законодательству Украины – полуостров получил статус свободной экономической зоны и грузы просто необходимо оформлять в соответствующий статус. На блок-постах проблем пока не возникает – их пропускают. Но вопрос с рисками не определён вовсе.

"В Крым нельзя платить гривны, с Крыма в Украину – рубли, а иностранные банки на полуострове находятся под санкциями", - рассказывает директор компании LAMARIN Александр Лазарев. По его словам, НБУ готовит по этому поводу специальное постановление, но очень вяло. Поэтому все еще действует прежнее постановление, которое запрещает поставщикам работать с банками зарегистрированными в Крыму. Таким образом, компании из Крыма должны открывать счета на территории материковой России и тогда платить в Украину.

Игорь Богданов рассказывает, что доставить грузы в/из Крыма морским транспортом или самолетом – не возможно, так как все пропуска закрыты международными санкциями, к тому же случаи в Крыму не попадают теперь под страхование. Но как рассказывают на рынке, существует практика, когда контейнер, например, из Одессы везут в Крым, затем переправляют в Россию и дальше отправляют с Новороссийская уже как российский груз.

Читайте также Как осуществляется вывоз имущества украинского юридического лица с территории СЭЗ «Крым»