Украинские авиакомпании потеряли пятую часть пассажиропотока в первом квартале 2015 г, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.  Это приземлило отрасль на самые низкие показатели за последние несколько лет, сравнимые с периодом, когда обанкротился "АэроСвит". Девальвация гривны и нестабильная ситуация на востоке очень влияет на пассажиров, однако по словам участников рынка, в следующем квартале можно ожидать традиционный сезонный рост общего пассажиропотока, если на рынке снова не будет каких-то потрясений.

Что же касается показателей сугубо украинских авиакомпаний, то второй квартал обещает еще худшие показатели. Причина – уход с рынка "ВиззЭйр-Украина". Нивелировать негативные последствия мог бы старт "АтласДжет-Украина", однако это пока под вопросом.

Читайте также Жесткая посадка: как прожили 2014 год украинские аэропорты

Сокращение пассажиропотока В первом квартале 2015 г. украинские авиакомпании перевезли 1,129 млн пассажиров, что на 18,4% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Об этом свидетельствуют данные Государственной авиационной службы Украины. Львиная доля пассажиропотока (96%), пришлась на шесть ведущих авиакомпаний: МАУ, "Визз Эйр Украина", "ЮТэйр-Украина", "Днипроавиа", Роза ветров", "Авиалинии Харькова".

Регулярные полеты между Украиной и странами мира в январе-марте 2015 года выполняли семь украинских компаний в 33 страны и 30 иностранных компаний из 22 стран. Украинские перевозчики на этих маршрутах сократили перевозки на 6,6%, иностранные - на 29,2%.На внутренних регулярных линиях перевозки осуществляли три украинские авиакомпании, которые перевезли 114 тыс. пассажиров, что на 42% меньше, чем в первом квартале 2014 года.

У МАУ падение наблюдалось по чартерным перевозкам (-57% до 33,6 тыс. пассажиров). Однако, по дальним направлениям у компании был рост (+35% до 40 тыс. пассажиров).

Крупнейшая украинская авиакомпания МАУ в первом квартале 2015 г. перевезла 793,3 тыс пассажиров, что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее падение наблюдалось по чартерным перевозкам (- 57% до 33,6 тыс. пассажиров). По дальним направлениям у компании был рост (+35% до 40 тыс. пассажиров).

Ранее президент авиакомпании Юрий Мирошников говорил о том, что в марте впервые за 12 месяцев МАУ увеличила пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "В этом марте на небольшую долю мы превысили март прошлого года. Это впервые за 12 месяцев. Все 12 месяцев, когда мы сравнивали месяц к месяцу - динамика пассажиропотока была отрицательная", - заявил Мирошников.

В чем причина? За последние два года это не самый низкий пассажиропоток по итогу первых трех месяц. Согласно данным Госавиаслужбы в первом квартале 2013 г. отечественные авиакомпании перевезли еще меньше пассажиров – 1,104 млн. Однако, в тот период с рынка как раз ушей крупнейший украинский авиаперевозчик Аэросвит.

По словам владельца компании "Тревелдеск" Сергея Кадученко, основными причинами снижения  пассажиропотока в январе-марте 2015 г. – это снижение покупательской способности населения, падение деловой активности и неуверенность в завтрашнем дне – люди предпочитают экономить на перелетах, воздерживаться от них по возможности. «Больше всего от этих факторов пострадал сегмент туристических перевозок, и массовый чартерный сегмент. Корпоративный сегмент, то есть деловые поездки, еще  держаться», - отмечает Сергей Кадученко.

kryvi2 (2)

Чего ожидать? В следующем квартале можно ожидать сезонный рост пассажиропотока, характерного для летнего периода. Однако, по словам Сергея Кадученко, это произойдет только в том случае, если не будет никаких потрясений – активизации боевых действий, скачкою курса гривны, терактов, банкротств авиакомпаний. «В прошлом году я четко видел тенденцию – резонансное событие на Донбассе – месяц спад в перевозка. Только месяц оклемались – понять что-то произошло», - рассказывает Сергей Кадученко. И все же по словам эксперта, пассажиры стали летать больше, чем в прошлом году.

Пресс-секретарь авиакомпании МАУ Евгения Сацкая говорит о том, что в следующем квартале авиакомпания намерена перевезти 1,142 млн пассажиров, а в целом по итогу года – 4,540 млн пассажиров, в то время как в 2014 г. пассажиропоток МАУ составил 3,6 млн. человек.

Без ВиззЭйр Украина В первом квартале 2015 г. доля МАУ на рынке украинских авиакомпаний составила 75%. Остальной пассажиропоток разделили между собой  "Визз Эйр Украина", "ЮТэйр-Украина", "Днипроавиа", «Роза ветров", "Авиалинии Харькова".

Уход с рынка Визз Эйр Украина не повлияет на общий пассажиропоток, поскольку его смогу взять на себя другие украинские и иностранные авиакомпании. Кроме того, остается работать венгерская Визз Эйр. На показателях работы украинских авиакомпаний – это отобразится в том случае, если "Атлас-Джет Украина" не смоет начать работу в ближайшее время.

Вместе с тем, по словам Сергея Кадученко, Визз Эйр Украина имела свой сегмент рынка – низкодоходные пассажиры, которых не сможет взять на себя ни одна авиакомпания и они, скорее всего, снова пересядут на авто или жд транспорт.