О грузоперевалке

Основная оценка деятельности любого порта – это объем грузоперевалки. В 2015 году мы заняли третье место в Украине – более 22,2 млн тонн (включая показатели Николаевского глиноземного завода и компании "Нибулон"). Это на 7 процентов больше, чем в 2014 году. Основной грузопоток – зерновые, и в 2016 году их доля еще вырастет.

О доходах и расходах

Доходная часть в 2015 году составила 625 млн грн, это на 82 процента больше, чем год назад. Прибыль – 428 млн грн, рост – 78 процентов (обусловлено девальвацией гривны - ЦТС). Мы собираем причальный, административный и ряд других портовых сборов, в том числе – канальный (по 12 и 13 колену, остальное – "Дельта-лоцман"). Не собираем буксирный и маячный сборы.

В 2015 году на поддержание в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений мы потратили 3,7 млн грн, на объекты инфраструктуры общего пользования (дороги, подстанции, сети, здания и сооружения) – 9,9 млн грн. На капитальные инвестиции в 2016 году предусмотрено 108,4 млн грн, что почти на 100 млн грн больше прошлогодних показателей.

Читайте также Херсонский порт может стоить 36 млн долларов – интервью

О строительстве причалов

Мы начали проект по строительству причала №8. Сегодня есть политическая воля и финансирование для того, чтобы в 2016 году этот проект реализовать. Он будет сооружен между причалами №9 и №7, в результате получится порядка трех гектаров намывной территории. Будет предусмотрен первый класс нагрузки – чтобы можно было обрабатывать любые грузы. Стоимость сооружения причала, всей гидротехники – от 15 до 25 млн долларов. Уже предусмотрен первый транш – в объеме 40 млн грн, мы можем начинать этот проект.

Сейчас идет отвод земель водного фонда, разработка проекта. Она стартовала в ноябре, дедлайн для разработчика – 31 мая. В июне будет пройдена экспертиза, с 1 июля мы планируем начать строительные работы. Одновременно в тыловой части должны начаться работы по сооружению перевалочного терминала.

Сейчас идет поиск инвестора для строительства. Конкурс в министерстве будет организован через месяц-два. Скажу, что четыре компании уже заявили о своем интересе к проекту, во всех случаях предполагаются зерновые терминалы. Ожидаемая мощность – 1,3-1,5 млн тонн в год.

Есть еще один небольшой проект – строительство причала №14а с предполагаемой мощностью 0,7-1 млн тонн в год. У нас есть небольшая территория между причалами №14 и №15 – 170-180 метров, частично намытая. В тылу этого потенциального причала находятся мощности стивидорных компаний Bunge и "МИКОНТ", думаю, что они заинтересуются. Сейчас делаем ТЭО, будем активно предлагать этот проект.

Причалы №8 и №14а – это два потенциальных гидротехнических сооружения, которые еще могут появиться в Николаевском порту.

Место, где будет построен причал №8

О территориальных перспективах

Порт сильно зажат территорией города, к нему прилегает жилая зона. Наверное, надо проговаривать с новым мэром тот момент, что порту надо развиваться. Должны быть какие-то земли запаса, куда можно, в случае необходимости, продвигаться. Например, есть за железной дорогой земля, которая теоретически может быть использована для этого. С другой стороны, сейчас нет грузоотправителей, которые стучат в ворота, мол, "хотим переваливать, а негде".

Об инвестпроектах

В 2015 году в тылу причала №4 был введен в эксплуатацию крытый склад с объемом единовременного хранения в 16 тыс. тонн "голубой" арматуры (для Ближнего Востока). Инвестором выступил ArcelorMittal (через ООО "Стивидорная компания Никмет-Терминал"), объем вложений составил 26,4 млн грн.

Группа компаний Bunge завершает строительство производственно-перегрузочного комплекса в тыловой части причалов №13-14. Комплекс обеспечит годовой грузооборот более 2 млн тонн. Объем инвестиций составляет 170 млн долларов.

Гонконгская Noble Group в данный момент перепрофилирует терминал по перевалке генеральных и навалочных грузов в комплекс по перегрузке зерновых и масличных культур. Объем инвестиций  75 млн долларов. Предполагаемый грузооборот – 2,5 млн тонн в год.

О дерегуляции

Начиная с августа, с момента вступления в силу постановлений о дерегуляции, мы ходим на приход-отход судна – наши люди, представители службы морской безопасности. Мы это делаем для того, чтобы ни у сотрудников ГФС, таможенников, ни у экологов, ни у иных проверяющих служб – из-за их недофинансирования, – не возникало желания использовать судно, как объект обогащения. Мы не вмешиваемся в их работу, никого не критикуем, просто ходим на два шага сзади.

Об "узких местах"

Узкие места в 2016 году – это въезд по железной дороге и движение автотранспорта. Это проблема всех портов, особенно в сезон уборки зерна. Планируем эксперимент на одной из наших проходных: машина не будет надолго останавливаться, работник будет сканировать информацию, зашифрованную в виде штрих-кода на пропуске, который водитель просто протянет из окна. Информация уходит в систему – и шлагбаум автоматически открывается.

Кроме того – стоянка судов. Есть план по устройству еще одной якорной стоянки, осенью проведем необходимые дноуглубительные работы. К нам заходят в год порядка тысячи судов, есть среди них и "панамаксы". И для того, чтобы он не стоял где-то перед БДЛК, чтобы мог совершиться "размен", необходима стоянка непосредственно в акватории лимана.

О приватизации

"Идеологическую" политику у нас формирует Министерство инфраструктуры, но, на мой субъективный взгляд, приватизацию следует начинать с тех портов, где не особо развит частный бизнес. В Николаевском порту стивидорные компании, инвесторы, в том числе транснациональные, выбрали модель аренды тыловых территорий (совместной деятельности у нас нет, концессия не отработана). Взяли в аренду землю, инвестировали, построили на ней свои объекты. Причалы находятся на балансе АМПУ.

Если говорить о приватизации нашего ГП, как целостного имущественного комплекса, то нужно разбирать все "по слоям": кому принадлежит земля, кому мощности, кому здания, сооружения и так далее. Надо ответить на множество вопросов, тем более – учитывая уже сложившиеся арендные отношения в порту.

Аренда причалов также законом не запрещена, но в подобные договоры необходимо включать какие-то предохраняющие факторы. Если я, к примеру, арендовал причал, но я неэффективный стивидор – и грузопотока нет. Причал будет простаивать? Однозначно нужно включать объемы грузоперевалки в договор. На этот и все подобные вопрос нужно дать ответ, прежде чем сдавать причал в аренду. У нас в Николаевском порту такой опыт есть только на глиноземном заводе, там достаточно давно сданы в аренду пять причалов, в 2013 году было продление, если не ошибаюсь, еще на десять лет.

К тому же с 1 января вступили в силу унифицированные договоры доступа морского оператора к причалу. Это значит, что оператор не "сидит" на причале, он заключает договор на перевалку груза. Если бизнес когда-то придет к тому, что надо брать причалы в аренду, то мы, как и он, будем считать свою экономику, а Мининфраструктуры будет принимать решение.