Законопроект "О концессиях" был принят в первом чтении, что стало даже неким удивлением. Однако, бизнес говорит, что проект необходимо дорабатывать, в частности, речь идет об урегулировании земельных отношений, возможности привлечения кредитных средств в валюте, концессионных платежах и пр. Успешных примеров концессии, как механизма государственно-частного партнерства в Украине еще не было. В то время, как в мировой практике он используется достаточно активно. И несмотря на то, что инвестиционный климат нашей страны оставляет желать лучшего, концессия, как более понятный механизм для западных инвесторов, может поспособствовать привлечению западного капитала.

О том, какие проекты в транспортной отрасли могут потенциально быть интересны инвесторам, западных кейсах и почему мы до сих пор не говорим об IPO государственных компаний - в интервью главы Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины Юлии Ковалив.  

 

О законе "О концессиях"

Закон "О концессиях" был принят в первом чтении достаточно быстро. Мы благодарны народным депутатам за поддержку и оперативность, потому что с принятием таких системных новых законов у нас спешат редко. Сейчас, чтобы доработать текст перед вторым чтением, мы обсуждаем правки с Американской торговой палатой в Украине, Европейской бизнес ассоциацией, международными финансовыми организациями, экспертами, инвестиционными банками, которые выступают советниками в таких сделках. Очень надеюсь, что второе чтение состоится до конца лета.

Интересно, что концессионное законодательство в Украине есть - оно работает с 1999 года. Работает, правда, только формально, поскольку существенного притока инвестиций и настоящих историй успеха пока нет, даже наоборот. За почти 20 лет в Украине заключено меньше 200 небольших договоров, преимущественно в сфере ЖКХ - бытовые отходы, водо- и теплоснабжение. Однако это почти не повлияло на качество услуг и не привело к значительным инвестициям. Главной проблемой, из-за которой проекты провалились, стала тарифная политика государства, которая не позволяла компании гарантировать возврат инвестиций.  Был в Украине и опыт концессий угольных предприятий, которые на сегодня тоже не приносят государству концессионных платежей из-за условий договора.

Новый закон даст возможность привлечь реальные инвестиции и заставит концессии, как самую распространенную в мире форму государственно-частного партнерства, действительно работать. В результате государственные объекты останутся в госсобственности, активы будут модернизированы, а население получит качественные услуги и рабочие места. 

Для успеха концессий нужно предупредить их раздробление на небольшие объекты и тем самым не дать превратить, например, порты в такой себе Шанхай. 

После обсуждения законопроекта с бизнесом мы определили несколько важных аспектов, на которых сконцентрируемся в процессе доработки. В первую очередь, это урегулирование земельных отношений, вопросы землеотводов. Надеюсь, что в этом мы найдем компромисс с земельным комитетом парламента.

Второе - порядок сохранения активов. Для успеха концессий нужно предупредить их раздробление на небольшие объекты и тем самым не дать превратить, например, порты в такой себе Шанхай. Важно, чтобы объекты, для которых через механизм концессии будет привлекаться инвестор, были комплексными и учитывали стратегию развития.

Третье - порядок регулирования прямых договоров с финансовыми учреждениями, усиление гарантий кредитору. Ведь большинство концессионных проектов будут нуждаться в сотнях миллионов долларов для инвестиций и без привлечения финансирования их реализовать практически невозможно. Мы благодарим бизнес за участие и вместе с парламентским комитетом по экономической политике уже занимаемся доработкой этих вопросов для второго чтения в Раде.

Аэропорты. Успешные кейсы и инвесторы

Одна из свежих историй успеха, которую Украине можно взять за ориентир - концессия аэропорта Белграда. По объемам пассажиропотока он вдвое меньше Борисполя. На концессионный конкурс было подано около 25 заявок от отдельных компаний и целого ряда международных инвестиционных консорциумов.

Победила французская корпорация Vinci. Структура этого проекта выглядит так: государство получает стартовый платеж в бюджет, так называемый upfront payment (около миллиона евро), концессионные платежи не менее 16 млн евро ежегодно. Еще более 700 млн евро в виде гарантированных инвестиций Vinci обязуется вложить в инфраструктуру аэропорта на протяжении 25 лет. В итоге, государство получит не менее 1,3 млрд евро в течение срока действия договора концессии. Если условно сравнить этот кейс с аэропортом Борисполь, то подобный проект потенциально может принести Украине более 2,5 млрд евро.

Важно отметить, что в Европе есть положительный опыт и приватизации, и концессии аэропортов. Причем, приватизация проходила постепенно, государство продавало пакеты акций частями. Есть страны, где сразу пошли через механизм концессии. Но современный международный тренд - это концессия больших аэропортов как более приемлемый метод для такого рода объектов.

На мой взгляд, для привлечения инвесторов в государственные аэропорты Львов и Борисполь концессия также подходит больше. 

На мой взгляд, для привлечения инвесторов в государственные аэропорты Львов и Борисполь концессия также подходит больше. Сейчас с их стороны уже есть интерес, но они ждут решения от Украины - будут ли конкурсы, в каком формате. Уверена, что после принятия закона желающих принять участие будет больше, чем мы ожидаем. Думаю, концессия в аэропортах может быть объявлена не раньше следующего года. Причем, речь будет идти не только о больших аэропортах, но и о региональных. Что касается потенциальных концессионеров, есть все шансы, что кандидаты на концессию в Белграде придут и в Украину. В сфере авиационных грузоперевозок возможны концессионные проекты в виде крупных логистических центров. К этому направлению сейчас демонстрируют интерес китайские игроки.

Читайте также Аэропорты вроде Херсона и Запорожья могут передать в концессию

Порты. Что лучше концессия или приватизация?

В портовой отрасли мы видим самый серьезный потенциал для концессий, который можно реализовать уже в ближайшие годы. Первыми ласточками могут стать порты Херсон и Ольвия. Сейчас там полным ходом идет подготовка технико-экономических обоснований, работают команды юристов и финансистов. По плану, к началу 2019 года можно будет выводить их на конкурс. Общая сумма инвестиций в оба объекта - около 300 млн долл. Еще один проект - это паромная переправа в порту Черноморск, которую путем концессии можно превратить в уникальный паромный комплекс.

Вместе с тем, концессии не исключают приватизацию, в том числе небольших портов. То есть, каждый актив необходимо оценивать с точки зрения того, что будет более выгодно для страны. На мой взгляд, для стратегических портов, которые осуществляют большую часть перевалки грузов в стране, стоит рассматривать концессию. Если речь о небольших портах, на которые есть потенциальный спрос со стороны покупателей, я не исключаю, что приватизация может быть более эффективным механизмом. Но для этого стоит опять внести в повестку дня их исключение из перечня объектов, которые не подлежат приватизации.  

Читайте также С новым законом будет быстрее: Концессионные пилотные проекты в портах набирают обороты

 

Дороги. Что нужно для концессии и когда может быть пилотный проект?

Решение земельного вопроса - в первую очередь. Второе - финансирование дорог. В этом году на ремонт и реконструкцию дорог в госбюджете предусмотрено 47 млрд грн плюс 5 млрд грн целевых кредитов, но достаточно ли этого? Нет, потому что такими темпами мы будем ремонтировать дороги 25 лет, а мы хотим быстрее. Это можно сделать через привлечение частного капитала. Концессия - это один из путей, и конкретные проекты пока что в стадии обсуждения. У нас уже были попытки привлечь инвестора для строительства участка дороги Львов-Краковец. К сожалению, в этот проект не пришел ни один инвестор, потому что это должно быть в первую очередь коммерчески интересным.

Потенциальными проектами могут быть дороги на Западной Украине, Большая кольцевая дорога в Киеве, отдельные участки дорог в Киевской области.

Потенциальными проектами могут быть дороги на Западной Украине, Большая кольцевая дорога в Киеве, отдельные участки дорог в Киевской области. Скорее всего, в проекте нужно будет миксовать источники покрытия инвестиций. Поэтому, перед запуском конкурсов важно сделать хорошее ТЭО при помощи профессионалов с международным опытом. Еще важнее в концессионных дорогах - вопрос их содержания. И это вторая большая проблема, которая есть сейчас в дорожной инфраструктуре.

Хорошо подготовленный конкурс может состояться не раньше, чем через год. Потом, в зависимости от масштаба проекта, еще несколько лет могут занять вопросы строительства, подготовка разрешительных документов и другая сопроводительная работа. В случае с дорогами несколько лет - это оптимистичный сценарий.

Инвестиционный климат в Украине

Начиная с 2016 года, интерес к Украине как стране инвестиционных возможностей однозначно вырос. У нас в Офисе Национального инвестиционного совета каждую неделю происходит несколько встреч с потенциальными инвесторами и теми, кто уже вкладывает в нашу экономику. Многие из них признают, что есть большая разница между тем, что об Украине говорят, и что здесь реально происходит. На каждой третьей встрече нам говорят, что Украине нужно больше рассказывать миру о позитивных изменениях последних лет.

Для международных компаний остаются острыми вопросы судебной реформы и коррупции. Несмотря на то, что ключевой вопрос с возвратом НДС уже решен, остаются вопросы к Государственной фискальной службе, а также к деятельности правоохранительных органов. Мы активно мониторим имплементацию закона "стоп маски-шоу" - пока жалобы носят единичный характер.

Читайте также "Украина является кандидатом для крупных инфраструктурных проектов", - Джейсон Пеллмар, руководитель IFC в Украине, Беларуси, Молдове 

IPO. Кто может выйти на торги?

Не знаю, почему мы так редко об этом говорим об IPO госкомпаний. Буквально за последние полгода французское правительство уменьшило свою долю в нескольких государственных компаниях для привлечения инвестирования в инфраструктуру и другие сектора экономики, продав 4% акций Engie за 1,5 млрд евро, 5% акций Renault за 1,2 млрд евро. Они также привлекают советников для продажи оператора аэропортов. У нас такая дискуссия пока что даже не ведется.

Во-первых, нам нужны государственные компании, которые будут готовы к IPO, потому что это не только инструмент привлечения денег в государственный бюджет, это еще и шанс реформировать компанию внутри, очистить ее от коррупции. Для того, чтобы акции компании могли торговаться, к примеру, на Лондонской бирже, она должна внедрить целый ряд внутренних процедур, в том числе и по корпоративному управлению. Она должна быть прозрачной, регулярно проходить внешние и внутренние аудиты, соблюдать антикоррупционную политику, этические стандарты. Выход на IPO может стать мощным стимулом для реформы компаний-монополистов. Потенциально это может быть "Укрпошта", "Нафтогаз", который первый заявил о возможности IPO, "Укрэнерго".

При условии либерализации железнодорожного рынка, возможны несколько потенциальных проектов. Сюда будут готовы прийти крупные международные операторы.

IPO "Укрзализныци" тоже возможно, но сперва нужно понимать принципы регулирования рынка. В каком формате будет принят закон "О железнодорожном транспорте", будет у нас либерализован рынок тяги? Ответы на эти вопросы существенно повлияют в том числе на стоимость акций компании. При условии либерализации железнодорожного рынка, возможны несколько потенциальных проектов. Сюда будут готовы прийти крупные международные операторы, например, Freightliner, который свободно работает, к примеру, на рынке Польши. Потенциально обсуждается сотрудничество с Greenbrier по строительству и модернизации вагонного парка. В целом, мне кажется логичным говорить о подготовке к IPO тех компаний, у которых правила регулирования рынка уже установлены.

Читайте также Вопрос времени: Как внедрять частную тягу на железных дорогах Украины