В Украине активно обсуждаются законодательные изменения в области наземного обслуживания в воздушных гаванях. В Польше схожие дебаты происходили в конце 1990-х и начале 2000-х. Тогда главным был вопрос – открывать рынок для конкуренции или сохранять монополию. Сейчас в польских аэропортах работает около 50 хендлинговых компаний. На рынке есть конкуренция, но со своими особенностями. В этой статье мы попробуем описать, как происходили реформы наземного обслуживания в Польше и какие перемены ожидают польский рынок хендлинга в ближайшем будущем.

Правовые основы

По оценкам IАТА, более 50% услуг наземного обслуживания авиакомпании отдают сторонним подрядчикам. Услуги наземного обслуживания являются неотъемлемой частью авиационной системы: доходы от хендлинга во всем мире составляют 50 млрд евро; от 5 до 12% операционных расходов авиакомпаний – это расходы, связанные с наземным обслуживанием; только в Европе в этой сфере занято не менее 60 тысяч человек.

Исторически в Европе на рынке наземного обслуживания доминировали монополии. Ситуация изменилась в 1997 году, когда ЕС принял новую нормативную базу – Директиву 96/67/EC, цель которой заключалась в открытии рынка для конкуренции. Директива установила общие нормы для государств-членов по управлению рынком наземного обслуживания в соответствии с несколькими условиями. На основе Директивы государства-члены Европейского Союза обязаны обеспечить свободный доступ к рынку наземного обслуживания. Как правило, эти правила распространяются только на аэропорты с годовым оборотом более 2 млн пассажиров или 50 тысяч тонн грузов в год.

Ожидалось, что Директива принесет много преимуществ, включая увеличение числа поставщиков и появление новых, а также улучшение качества и снижение цен, как считали авиакомпании, покупающие эти услуги. Однако государства-члены могут ограничить число поставщиков, уполномоченных предоставлять следующие категории наземных услуг (так называемые "услуги с ограниченным доступом"): обработка багажа, управление перроном, заправка топливом и маслом, обработка грузов и почты (физическая обработка грузов и почты, входящих, исходящих или передаваемых между воздушным терминалом и воздушным судном).

По крайней мере один из поставщиков должен быть независимым от органа управления аэропорта и любой доминирующей авиакомпании (с долей рынка более 25%)

Однако они не могут ограничивать это число менее чем двумя компаниями для каждой категории наземного обслуживания. Кроме того, по крайней мере один из поставщиков должен быть независимым от органа управления аэропорта и любой доминирующей авиакомпании (с долей рынка более 25%). Украина как будущий подписант Европейского соглашения о едином авиационном пространстве также будет подчиняться этой Директиве.

Государства-члены были обязаны перенести положения директивы в свое национальное законодательство. Это означает, что они могут свободно решать – ограничивать или нет доступ в аэропорты в рамках директивы. В результате, по всей Европе можно увидеть различные подходы к открытости рынка. Польша, наряду с такими странами, как Великобритания, Чехия, не ограничивает число операторов, тогда как Германия, Франция, Испания используют это право.

Последним примером является обращение эстонского правительства в Еврокомиссию о том, что в соответствии с европейским законодательством Эстония не будет открывать рынок наземного обслуживания в аэропорту Таллинн (в 2016 году пассажиропоток составил 2,2 млн человек) для более чем одной фирмы. В настоящее время единственной компанией в аэропорту Таллинн, которая оказывает наземное обслуживание, является сам аэропорт. Причиной, на которую ссылается правительство Эстонии, является нехватка места для другой компании. Если Комиссия примет это предложение, монополия в аэропорту Таллинн будет продлена до 2021 года.

Frederic-Chopin-Airport-6580

Особенности польского рынка

В Польше рынок наземного обслуживания в аэропортах с пассажиропотоком более 2 млн человек полностью открыт, но с одной оговоркой. Ограничение может быть внесено главой Управления гражданской авиации Польши на основании ограничений пропускной способности по просьбе заинтересованного аэропорта. До сих пор такое ограничение не вводилось ни в одном из польских аэропортов.

Раньше наземные услуги в Польше предоставлялись польским национальным авиаперевозчиком LOT и его хендлинговыми филиалами в разных польских аэропортах. Первая независимая хендлинговая компания была создана в начале девяностых. Настоящий прорыв произошел в связи с процессом присоединения Польши к Европейскому союзу в 2004 году. Например, уже в 2000 году на рынке возникла новая компания – Warsaw Airport Services, которая стала вторым поставщиком наземных услуг в Варшавском аэропорту имени Шопена. Ее открытие было тесно связан с ожидаемыми последствиями присоединения Польши к Европейскому союзу. Впоследствии эта компания превратилась в нового игрока рынка – WELCOME Airport Services – одного из лидеров польского рынка, обслуживающего 7 аэропортов и более 70 авиакомпаний в Польше.

На польском рынке работает почти 50 компаний, имеющих разрешение на осуществление наземного обслуживания 

В настоящее время на польском рынке работает почти 50 компаний, имеющих разрешение на осуществление наземного обслуживания. Тем не менее, деятельность большинства из них ограничена. Если смотреть только на основные категории наземного обслуживания, услуги оказываются только несколькими компаниями с двумя отличительными лидерами – WELCOME Airport Services и LS Airport Services, которые являются польскими компаниями. Важно отметить, что ни один из крупных хендлинговых гигантов, таких как Menzies или Swissport, не работает в Польше.

Мы можем предположить, в чем причина. Первая, возможно, заключается в том, что они сосредоточились на более высокодоходных рынках, а Польша не является таковым. Другая может заключаться в том, что они считают, что на этом рынке уже доминируют крупные компании польского происхождения с международным признанием и высоким качеством. Единственный способ захода на польский рынок – через снижение ставок, которые будут поставят под сомнение любую прибыль вообще.

Читайте также Монополия и неопределенность: Что ждет рынок наземного обслуживания в украинских аэропортах

Ключевые вызовы

В настоящее время большинство крупных европейских и польских аэропортов сталкиваются с двумя основными проблемами: пропускная способность и качество. Эффективность услуг в аэропортах нуждается в улучшении, поскольку сегодня около 70% всех задержек рейсов вызвано проблемами на земле (задержки, вызванные авиакомпаниями или их хендлинговыми операторами, аэропортами или другими сторонами), то есть в аэропортах, а не в воздухе. В целом, качество услуг наземного обслуживания не соответствует растущим потребностям аэропортов, а также находится под давлением авиакомпаний, которые стремятся к получению низкой цены и более коротких сроков обслуживания. Произошедшие сбои показали необходимость усиления координации наземных операций в конкретных европейских аэропортах и в сети в целом.

Сегодня около 70% всех задержек рейсов вызвано проблемами на земле

Обширные консультации в этом секторе (проведенные в конце 2009 года – начале 2010 года) показывают, что для решения постоянных проблем с эффективностью и качеством услуги наземного обслуживания нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Это не будет легкой задачей по ряду причин.

Хендлинговые компании ограничены в своих действиях под действием двух факторов: затрат и цен. Дальнейшая либерализация рынка усилит конкуренцию и давление в сторону снижения цен. Это явление сопровождается постоянными издержками со стороны клиентов (авиакомпаний) и их постоянно развивающимися и растущими ожиданиями в плане ассортимента, качества обслуживания и производительности.

Интенсивный рост трафика, который сейчас имеет место в Польше, может оказаться бесполезным. Он часто сосредоточен в пиковое время, что еще более усложняет эффективное управление ресурсами. Этот рост трафика также не всегда воспринимается аэропортами, что приводит к значительным проблемам с пропускной способностью.

Следует помнить, что услуги наземного обслуживания основаны на рабочей силе (на оплату труда приходится 65-80% затрат). Однако в настоящее время в Польше идет жесткая конкуренция на рынке труда. По этой причине хендлинговые компании сталкиваются со значительной ротацией сотрудников и ростом давления с целью повышения зарплаты. Другой проблемой является высокая стоимость приобретения и обслуживания погрузочно-разгрузочного оборудования.

Эта ситуация усугубляется ростом расходов на аэропортовые услуги. Необходимо обеспечить большую прозрачность в отношении того, как авиакомпании (и их хендлеры) платят аэропорту за "централизованную инфраструктуру" (например, сборы, взимаемые аэропортом за использование систем обработки багажа). Эти противоположные векторы понижают маржу на рынке до очень низких уровней.

Несомненно, что эти факторы будут преобладать на рынке в обозримом будущем. Более того, поставщики наземных услуг должны ожидать новых вызовов, таких как автоматизация и виртуализация обслуживания, новые решения, заменяющие трудовые ресурсы, эволюция технологий и т. д.

newstructurepodr

Направления развития

Новые предложения Европейской комиссии по наземному обслуживанию будут включать в себя меры, направленные на то, чтобы:

- Гарантировать авиакомпаниям более широкий выбор хендлинговых решений в аэропортах ЕС. Эти предложения предусматривают полное открытие рынка самообслуживания для авиакомпаний. В то же время, они увеличат минимальное количество поставщиков услуг (с ограниченным доступом) с двух до трех в крупных аэропортах;

- Предоставить аэропортам больше контроля по координации наземных услуг. Создать новую роль управляющего органа аэропорта как "наземного координатора" хендлинговых служб (в том числе путем установления минимальных стандартов качества). Это означает, что перед аэропортами стоит задача по надлежащей координации наземного обслуживания. И самое главное, у них будут инструменты для установления минимальных стандартов качества, которые должны соблюдаться всеми хендлерами в аэропорту;

- Уточнить правовую основу для обучения и повышения (в должности) персонала. Наземное обслуживание – очень трудоемкая отрасль. Высококачественный, хорошо обученный персонал имеет важное значение для поддержания безопасности наземных услуг, а также для обеспечения их качества.

Похоже, что рынок станет еще более жестким для хендлинговых компаний, и выживут только сильнейшие. Это следует учесть при разработке политики для рынка наземного обслуживания. С точки зрения повседневного бизнеса, управляющие компании, вероятно, будут внедрять различные меры, чтобы ощущать себя свободнее в плане затрат и доходов. Эти меры могут заключаться в совместных соглашениях по хендлинговому оборудованию – созданию совместного пула необходимого оборудования для всех наземных компаний, присутствующих в конкретном аэропорту и централизованно управляемого модуля TOM (Total Airport Management). Хендлинговые компании, вероятно, также будут искать оборудование, которое, по крайней мере, частично заменит или уменьшит присутствие человека.

112

Себастян Гошьчинярек 

2586728

Павел Заграек