"Филипыч, чисто! Можем отчаливать!", – кричит матрос капитану лоцманского катера "Нептун", убирая сходню. Филипыч, он же – Владимир Филиппович – быстренько заканчивает с бумагами, подходит к штурвалу и заводит своего "Нептуна". "Поехали, посмотрим, как работают китайские ребята", – приговаривает капитан лоцманского катера. К слову, не прошло и недели, как компания China Harbour Engineering Сompany (CHEC) начала дноуглубительные работы, а о китайских ребятах уже ходят легенды. Особой популярностью пользуется парень под кодовым именем Леня, который довольно хорошо говорит по-украински. К сожалению, Леню нам не удалось увидеть, что только подтвердило его легендарность.

"Китайцы не любят излишнего внимания, они все в работе, так что с ними пообщаться не получится", –  уточняет Ольга Гумен, пресс-секретарь Администрации порта Южный. Вместо китайского Лени мы говорим с более разговорчивым Антоном Стояном, ведущим инженером отдела гидротехнических сооружений и капитального строительства Администрации порта Южный. На предприятии он занимается техническим надзором за строительными работами, в том числе и за дноуглублением, поэтому о тонкостях дноуглубительного процесса может многое рассказать.

Читайте также Китайское углубление в Южном: Что известно о China Harbour Engineering Company

Филипыч (слева) и Антон Стоян - наши гиды по акватории порта Южный

Локализация дноуглубления

Разговор о дноуглублении начинаем со сроков выполнения работ. Недавно с этим вопросом возникла небольшая путаница: АМПУ называла дату окончания дноуглубления - март 2018 года, а CHEC - конец 2019 года. "Компания China Harbour Engineering Сompany должна выполнить в порту Южный два дноуглубительных проекта. По первому контракту, реализация которого недавно началась, предельная дата – 31 марта 2018 года. Это соглашение предполагает выполнение работ на акватории причалов № 23-25. Второй проект – это реконструкция подходного канала и подходов к причалам № 5, 6, он должен завершиться к концу 2019 года", – расставляет точки над "і" Антон Стоян.

Сейчас ведутся дноуглубительные работы в направлении будущего зернового терминала MV Cargo

Далее разбираемся с местом работ. Сейчас мы идем в северо-западную часть Аджалыкского лимана, где в будущем появятся причалы № 23-25. Рядом с ними будет построен зерновой терминал MV Cargo.

- Не мешает ли дноуглубление строительству терминала MV Cargo? – спрашиваем у инженера АМПУ.

- Нет, не мешает. Да, работы ведутся на близких участках, но это разные участки, и они никоим образом не пересекаются, – отвечает тот.

Во время дноуглубления на этом участке CHEC достанет со дна около 4,4 млн куб. метров грунта. Как известно, проектная глубина составляет 16 метров. Нынешние глубины варьируются от 0,5 до 6 метров. Так что китайцам придется прилично потрудиться.

"ТИС-Гидротехника" задействовала для дноуглубления у будущего причала терминала MV Cargo экскаватор Liebherr.

Тонкости черпания

На вопрос "В чем состоят тонкости дноуглубительного процесса?", Антон Стоян отвечает с улыбкой: "Все предельно просто". Но затем делает серьезное добавление:

- Грейфер объемом 27 кубометров с помощью полиспаста опускается на дно, захватывает грунт, подымается и выгружает его на шаланду, самоходную, либо несамоходную. Шаланда сама, либо при помощи буксира отвозит поднятый с дна грунт на морской отвал, который находится в 20 км от участка работ, в южном направлении от акватории порта. Один земснаряд работает с тремя шаландами. Шаланды подходят по очереди: одна шаланда загружается, вторая двигается на отвал, третья стоит на отстое. Они циркулируют по такой схеме. Также в порту постоянно работают независимые экологи, раз в неделю они выходят в акваторию на своем судне для того, чтобы взять пробы грунта и воды с отвала и сделать анализ на соответствие нормам.

6

- А как происходит само черпание? Сразу копают до нужной глубины или постепенно?

- Земснаряд двигается проходками. Для каждого грейфера выделены свои участки. Всего в этом проекте будет задействовано три земснаряда. Выполняется последовательное дноуглубление на определенном участке площадью 350 тыс. кв. метров, вначале снимается 1,5-2 метра, затем они переходят на другие участки. Когда 2 метра грунта сняты на всех участках, углубление выполняется еще на 2 метра. И так до достижения проектной глубины, - поясняет инженер.

Darun 26 - самоходная шаланда.

Китайские первопроходцы

Сейчас в акватории порта Южный работает шесть судов, задействованных в дноуглублении: один земснаряд, три шаланды, один буксир и один рабочий катер. Роль земснаряда, шаланд и буксира мы уже выяснили, а что же с рабочим катером? Как оказалось, он задействован в обслуживании земкаравана - перевозит людей, поставляет топливо, или выполняет сопутствующие работы, например, промерные.

Шесть судов – это первые "ласточки" CHEC в Южном. До конца лета в порт прибудет еще 13 судов, которые также будут задействованы в дноуглубительных работах. Количество зесмнарядов увеличится до четырех, а шаланд – до 11. Таким образом, их количество вырастет до 19 единиц.

Рабочий катер

- Почему дноуглубление производится именно грейферным земснарядом, а не землесосом? 

- Во-первых, этот вид техники выбрал сам подрядчик. Он считает, что грейферным земснарядом он более продуктивно и оперативно выполнит работы. Технически эти работы можно выполнить штанговым земснарядом или черпаковым земснарядом. Землесосом будет работать сложнее, потому что на этом участке небольшие площади для передвижения и разворота судна. К тому же, грунты на участке работ – суглинки и тугие глины, ил здесь в небольшом количестве – относятся к третьей и пятой категориям по сложности разработки. Землесос такие типы грунтов не берет. Землесос китайская компания задействует в другом проекте – на подходном канале.

После дноуглубления

После окончания дноуглубления для Администрации порта Южный и China Harbour Engineering Сompany наступит непростой период – сдача/прием выполненных работ. "Они должны достичь проектной глубины. Недокопать они не могут, перекопать теоретически могут, но оплачиваться будут работы согласно проектным параметрам, то есть 16 метров", – уточняет инженер АМПУ. В конце работ китайский подрядчик обязан провести промер глубин. Такой же промер выполнит сторонняя подрядная организация. Администрация порта Южный, как заказчик, сравнит обе цифры, и, если они совпадут, тогда работы будут приняты. Отдельный авторский надзор постоянно ведет ЧерноморНИИпроект – несколько раз в месяц проверяет выполнение проектных показателей подрядчиками.

Гарантия на выполненное дноуглубление длится 12 месяцев. Также в договоре прописано еще одно условие: заносимость акватории не должна превышать 30 см. Если она будет выше этой отметки, тогда подрядчик должен будет за свои средства убрать эти наносы. "Заносимость акватории – это необратимый процесс. Она возникает в связи с постоянным движением судов или в связи с природными процессами в акватории, из-за чего дно загрязняется песком и илом. После истечения гарантии нам необходимо будет проводить ежегодное эксплуатационное дноуглубление", – подытоживает Антон Стоян.

Darun 32 (справа) - несамоходная шаланда

В ожидании нового старта

Еще перед отплытием "Нептуна" мы заметили у причала синее судно с иероглифами на борту. Это землесос Tong Li, который совсем скоро будет задействован в уже упомянутом дноуглубительном проекте – "Реконструкция морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам № 5–6 порта "Южный" (строительно-монтажные работы)", предусматривающий углубление подходного канала до 21 метра.

"Землесос в августе приступит к работам по второму проекту. Он будет работать на морском подходном канале. Когда он дойдет до тугих грунтов, тогда к работам будет привлечен грейферный земснаряд", – поясняет Антон Стоян. Но это уже повод для следующего визита в порт.

Читайте также Процесс пошел: Как строят причал для терминала MV Cargo

Землесос Tong Li