"Это наша тяжелая артиллерия", - Марк Магалецкий, старший банкир ЕБРР, представляет своих коллег из Лондона: Камена Захариева, ранее возглавлявшего представительство ЕБРР в Украине, и старшего банкира департамента корпоративной реструктуризации Марину Снейт.

Прецедентная история для ЕБРР, когда банк после двух попыток реструктуризации кредита для компании "Интерлизинвест" принял решение взыскать залог в виде 2400 вагонов, в итоге став одним из крупнейших частных операторов.

На этом пути перед банком было два года судебных разбирательств, и до сих пор, по словам представителей ЕБРР, со стороны компании "Интерлизинвест" пытаются оспорить судебное решение. 1 млн долл в месяц чистыми зарабатывает сейчас ЕБРР на вагонах. "Никто не хочет терять такие деньги", - говорит Камен. 

Сейчас вагонами управляет компания "Спецвагон Транслизинг". Тем не менее, все крупные игроки заинтересованы в этом активе: "Марку звонят каждый день, мне звонят каждый день… все хотят вагоны, но когда они узнают, что вагоны под арестом, что у них нет оригиналов технических паспортов, которые потерялись, то они говорят: "мы возьмем их у вас, но не за дорого, конечно", - рассказывает Марина Снейт.

Мы пообщались с представителями ЕБРР, чтобы разобраться, почему банк решил взыскать залог в виде имущества, кто сейчас управляет вагонами и какова дальнейшая судьба актива?

История вагонов:

2011 г. - ЕБРР выдал кредит на 90 млн долл компании "Интерлизинвест" на покупку 2400 грузовых вагонов.

2013 г. – "Интерлизинвест" перестала выполнять обязательства по кредиту. Компания просит о реструктуризации.

2014 г. – "Интерлизинвест" ушла в новый дефолт по реструктуризированному кредиту.

октябрь 2014 г. - "Интерлизинвест" сообщает ЕБРР о рейдерском захвате. В это же время ЕБРР начинает процесс взыскания залога по кредиту, который завершился только в декабре 2016 г. Банк взыскал залог и получил вагоны в собственность по решению суда и акту исполнительной службы. В 2014-2016 годах ЕБРР не получал доход от вагонов.

октябрь 2016 г. - ЕБРР создает отдельное юридическое лицо для управления вагонами, компанию CREA.

январь 2017 г. - ЕБРР передает вагоны компании CREA.

Как часто бывают ситуации, что банк берет активы в собственность?

Когда у заемщика появляются проблемы, наша первая реакция - помочь, попытаться реструктуризировать кредит, чтобы стабилизировать финансовую и операционную деятельность компании. Это мы и сделали в первый раз, когда у "Интерлизинвеста" начались проблемы. Однако проблемы у компании продолжились, и провести вторую реструктуризацию не вышло. В этом случае был только один банк - мы, и это помогло. Мы приняли не свойственное нам решение - взять в собственность залог, которым выступали 2400 вагонов. Последнее, чего хотят банкиры - это брать залог в собственность…

Это прецедентная история для ЕБРР.  Ранее Вы никогда не создавали отдельную компанию для управления активами. Расскажите подробнее…

Ситуация такая, что активы не очень покупают и особенно, если продавать с молотка через суд, то не получишь ничего или копейки, поэтому мы решили создать компанию по временному управлению - CREA. Как собственник вагонов в Украине, ЕБРР не может быть зарегистрирован, плюс ко всему мы банк - мы не устроены чтобы управлять вагонами профессионально. Это прецедент для банка. Мы забрали вагоны, создали компанию по управлению, и сейчас для нас этим активом управляет "Спецвагон Транслизинг" (далее - СВТЛ). Другие банки делают это чаще, но для такой организации, как ЕБРР это в разы сложнее, поэтому у нас ушел год на то, чтобы создать такой "продукт".

Кто управляет сейчас активом?

Часть судебных решений состоит в том, что вагоны были переданы в оперативное управление компании СВТЛ до окончательного выяснения, кто является собственником. Когда суд принял решение, что собственником является ЕБРР, у нас была возможность либо и дальше использовать эту компанию, либо оспорить это в суде. Но за это время СВТЛ показал себя с очень хорошей стороны: они сразу стали переводить нам деньги, помогли нам забрать вагоны - при этих условиях у нас не было никаких оснований менять оператора. Нужно понимать специфику вагонного бизнеса. Это не здание, которое можно закрыть и уйти, не машина, которую можно поставить на стоянку. Это 2400 вагонов, которые должны все время работать.

2400 вагонов должны все время работать. Этот актив приносит 1 млн долл в месяц чистыми.

Какую прибыль приносят эти вагоны ЕБРР?

Этот актив приносит 1 млн долл в месяц чистыми. Мы определились с рыночной ставкой по сравнению с которой мы оцениваем работу СВТЛ. Допустим, согласно публикациям, средняя ставка по аренде полувагонов в Украине составляет от 15 до 17 долларов в сутки. СВТЛ нам отчитывается, какую ставку у них зарабатывают вагоны, дальше у них есть небольшое ежемесячное вознаграждение, которое они получают в любом случае плюс они зарабатывают премиальные, в зависимости от того сколько они заработали на вагонах по сравнению с рыночной ставкой. То есть, структура построена так, чтобы их премии зависели от того, сколько заработаем мы. 

Планируете ли вы в дальнейшем менять оператора либо возможно думаете о продаже этих вагонов?

У нас вагоны не являются чистыми на 100%. Для примера, в УЗ мы до сих пор не зарегистрированы как собственники, там до сих пор значится СВТЛ. Для того, чтобы зарегистрировать в УЗ нужно показать, что сняты аресты с вагонов, во-вторых нужны оригиналы технических паспортов, которые мы получили только на днях… До сих пор продолжаются судебные процессы…

Поэтому сначала, мы очистим актив и потом будем думать, что делать дальше - продавать, отдавать в лизинг, создавать СП с местными операторами вагонов…

Многое зависит от конъюнктуры рынка - где мы будем через полгода-год. Для того, чтобы очистить активы нам потребуется в среднем полгода. Сейчас у нас претензий к СВТЛ нет. В конце концов, 1 млн в месяц - и за 90 месяцев мы вернем свои деньги. А потом можем посмотреть, кто даст нам лучшие условия… Или появится кто-то, кто захочет создать новую крупную компанию - мы можем поучаствовать в этом…. Главная цель сейчас - максимизировать отдачу.

"Сначала, мы очистим актив и потом будем думать, что делать дальше - продавать, отдавать в лизинг или создавать СП с местными операторами вагонов", - банкиры ЕБРР

А почему вы не отдали вагоны в управление УЗ?

А почему мы должны были их отдавать? Они и так работают. С УЗ у нас есть отдельная линия. Мы ранее финансировали закупку вагонов для них, сейчас они снова обратились к нам с этой просьбой, и мы над этим работаем. Но, это две параллельные сюжетные линии. За этими вагонами к нам УЗ не обращалась.

В СМИ говорят о причастности управляющей компании к российскому капиталу. Что можете сказать об этом?

Мы делали проверку структуры собственников СВТЛ и никаких следов в Россию даже близко нет. Туда приплели другую компанию, которая действительно российская, но она совершенно тут ни при чем. Фундаментально - вагоны принадлежат ЕБРР.

Повлияет ли эта ситуация на инвестиционные планы ЕБРР в Украине?

Этот случай показывает реалии Украины. Тут стакан наполовину полон. 

Мы показали, что можем защитить свои права. Если мы решаем такие вопросы, значит, возможно, в следующий раз возьмем на себя больше рисков. Кроме того, учась на своих ошибках, будем принимать более правильные решения по новым проектам и, наверное, для акционеров это тоже показательная ситуация - на сложном рынке мы можем за себя постоять. Вместе с тем, сказать, что эта ситуация имела для нас решающее значение - нельзя. Плохо, что мы в нее попали, хорошо - что мы из нее выходим. 

Читайте также Марк Магалецкий: "Мы из тех битых, за которых уже двух небитых дают"