Один из проектов – это дорога Киев-Знаменка (Н-01), второй – Киев-Харьков-Довжанский на участке Лубны-Полтава (М-03).

Целью проекта был анализ эффективности использования средств МФО. В целом сама деятельность CoST направлена на то, чтобы обеспечить публичный доступ к информации, которая касается планирования, реализации и контроля за строительством инфраструктурных проектов, а также на верификацию и достоверность этой информации.

Однако по итогу анализа CoST определили, что как раз таки доступ к информации является одной из проблем. Верификаторами были проанализированы 22 документа по проекту Н-01 (Киев-Знаменка), из которых более 55% информации имеют ограниченный доступ, по второму было проанализирован 31 документ, из которых 35% имеют ограниченный доступ. Более того, по второму проекту верификаторам не удалось получить подтверждение 18% данных. Также специалисты отмечают, что не полностью была раскрыта информация, которая касается тендерных процедур и выбора инженера-консультанта, а также говорят об отсутствии опубликованных протоколов раскрытия тендерных предложений на сайте "Укравтодора".

Из проблем, которые также были обнаружены во время анализа проектов: не детализированная проектная документация, длительный срок между утверждением проектной документации и началом строительства, задержки с выплатой НДС, слабый контроль со стороны инженера по надзору, увеличение срока оценки тендерных предложений по сравнению с первичным сроком, применение правил FIDIC не должным образом.

Киев-Знаменка

На конкурс по этому проекту подались 7 компаний, из которых 3 - украинские, 2 - турецкие, азербайджанская и итальянская. Самую низкую цену предложила турецкая компания ONUR – со скидкой 6% -  47,7 млн евро. Еще один подрядчик – СП ООО "Автомагистраль-Пивдень", которая предложила еще более низкую цену, не прошла постквалификацию, но в итоге стала субподрядчиком победителя торгов.

Финансируется эта дорога за счет средств ЕБРР и ЕИБ. Начало выполнения работ состоялось в апреле 2015 года, завершение планируется – в апреле 2017 года.

Одна из проблем проекта – это несвоевременный возврат НДС подрядчику. Верификаторы подсчитали, что задержка выплат составляла от 5 до 115 дней, в следствие чего может быть начислена пеня в размере 2,3 млн грн. Вместе с тем, информация о том, что подрядчик выдвигает претензии по этому вопросу – отсутствует. А увеличение контрактной стоимости не зафиксировано. По состоянию на 30 июня минувшего года было уплачено 81,6 млн грн подрядчику.

Среди других проблемных аспектов верификаторы выделили: несоответствие тендерной документации проекта; неточность документации, представленной на этапе торгов (то есть, за 4 года строительства были заложены новые виды работ – трубы, кабеля и т.д.); увеличение стоимости контракта на 1,1 млн евро, в связи с изменением конструкции дорожного покрытия (подано на рассмотрение, но  еще не утверждено заказчиком).

Харьков-Довжанский

На конкурс подали заявки 9 компаний, среди которых подрядчики из Украины, Италии, Турции, Азербайджана, Македонии, Чехии и Словакии. Тендер был разбит на 6 лотов, комплексную скидку на все лоты предоставили только две компании – Todini (28,6%) и ONUR (1,5%). Победителем тендера стала итальянская Todini. Проект был поделен на два отдельных контракта. Общая стоимость проекта составила 2,3 млрд грн. Финансируется строительство за счет средств Международного банка реконструкции и развития. В конце августа 2016 года, как известно, контракт между подрядчиком и заказчиком был разорван. Сейчас по этому делу идут судебные разбирательства.

На данном этапе по первому контракту фактически выполнено 72% работ, по второму – 78%. Фактически уплачено средств – по первому – 85%, по второму – 81%.

При анализе верификаторы, как и в предыдущем проекте, отметили, что средняя задержка по выплате НДС составляет 122 дня. Еще одной проблемой стало, то что из-за изменений в контрактах была увеличена их стоимость (первого – на 3%  - на 34,3 млн грн, второго – на 5%  - на 51,6 млн грн). Кроме того, был увеличен и срок строительства.

Из-за того, что контракт перешел в стадию разрыва, верификаторы отмечают основные риски для проекта: незавершенное строительство искусственных сооружений, незавершенные земельные работы и не до конца обустроенное дорожное покрытие, незавершенное обустройство дороги.

Итак, CoST свою часть работы выполнил – представил верификационный отчет. Теперь дело за теми, кто непосредственно занимается реализацией дорожных проектов на средства МФО. Так, в "Укрдоринвесте" прислушались к озвученной информации, и отмечают, что недостатки, выявленные в рамках двух контрактов дорожного строительства, помогут в дальнейшем и самому предприятию, и "Укравтодору" в целом. "Недостатки, выявленные в рамках двух контрактов – важная и ценная информация для нас, как для нового менеджмента "Укравтодотра" и "Укрдоринвеста", и этот опыт поможет нам избежать многих ошибок в рамках будущих контрактов", - заявила директор предприятия. 

Читайте также Строительство новых дорог будет уже в 2017 году - интервью с главой "Укрдоринвеста"