Кампания бойкота бизнесов принадлежащих "регионалам" фактически стартовала 2 декабря, когда руководитель "Яндекс-Украина" призвал игнорировать Партию регионов и ее представителей. 4 декабря на сайте журнала Marketing Media Review была опубликована статья "Какие бренды принадлежат депутатам-"регионалам". В этот же день в Facebook появилась страница "Бойкот Партии регионов". Всего три дня спустя был запущен специализированный сайт.

В список бойкота попало лишь несколько компаний имеющих отношение к транспортному рынку. В основном это автодилеры и представители автопрома: ARMA MOTORS Александра Сивковича, УкрАвто Тариэла Васадзе и АИС Дмитрия Святаша. Есть также одна авиакомпания - Air Onix, которую связывают с бизнес-интересами семьи Николая Азарова. Расширить этот список в дальнейшем вряд ли удастся. В потребительском сегменте железнодорожные перевозки представлены монополистом "Укрзализныцей", а автоперевозки – очень расспрошенный рынок с огромным количеством игроков. Портовая же отрасль, как и грузовые железнодорожные перевозки, зависят от заказов крупных компаний-грузовладельцев, симпатий к бойкоту у которых замечено не было.

Влияет ли бойкот на финансовые результаты компаний, или перераспределение доли рынка, пока сказать трудно – со времени его объявления прошел только месяц. Тем не менее, уже точно можно сказать, что участники "черного списка" к нему не равнодушны. Так, Дмитрий Святаш отличился постами в Facebook, в которых призывал дать Евромайдану вооруженный отпор, а собственник сети АЗС WOG Игорь Еремеев, наоборот, сделал в СМИ ряд заявлений о том, что финансово помогает оппозиционерам, после чего его бизнес из списка бойкота исключили. "Регионалы" чей бизнес работает в Западной Украине в сегменте массового потребления, признают финансовые потери из-за бойкота, но в транспортной отрасли негативные результаты последнего месяца с этим связать сложно. Даже банкротство Air Onix, которое совпало во времени с объявлением бойкота, было запрограммировано до начала массовых волнений.  Впрочем, как уверяют в самой авиакомпании, Евромайдан ускорил ее кончину.

Air Onix В декабре де-факто обанкротился Air Onix, однако связать это с бойкотом нельзя, так как проблемы у авиакомпании возникли намного раньше. По информации ЦТС авиакомпания с 11 декабря приостановила выполнение рейсов из международного аэропорта Киев. Но сбои в работе компании начались с начала декабря, когда пассажиры вылетали из столицы со значительным опозданием.

Но если и не бойкот, то Евромайдан точно стал одним из камней, об которые авиаперевозчик споткнулся. Так, согласно официального заявления Air Onix, авиакомпания приняла решение с 15 декабря приостановить выполнение рейсов по маршруту Киев-Донецк в связи с нестабильной политической ситуацией в Украине.

В неформальном списке из более чем 100 компаний, чью продукцию призывают бойкотировать по политическим причинам, в разделе транспортные компании упомянуто 3 автомобильных оператора и одна авиакомпания

"Сложившаяся экономическая и политическая ситуация в стране оказала влияние на пассажиропоток на рейсах авиакомпании, что привело к существенному снижению загрузки на данном  направлении и, как следствие, стало причиной корректирования полетной программы авиакомпании", - говорилось в пресс-релизе.

Автодилеры Первый вице-президент ООО «ВиДи Груп» (один из крупнейших операторов на рынке легковых автомобилей Украины) Артем Ткаченко затрудняется оценить влияние первого месяца бойкота на авторынок. "Оценить его влияние не возможно, поскольку сейчас существует много других факторов (утилизационный сбор, пошлины – ред.), которые имеют колоссальное влияние на авторынок, и определить который из них привел к тому или иному результат пока сложно" – сообщил он в комментарии порталу ЦТС. При этом Ткаченко считает, что в сегменте авторынка бойкот вряд ли будет эффективен: "При выборе автомобиля покупатель в первую очередь смотрит на марку машины, качество и стоимость продукции, а не на дилера". Что же касается других секторов рынка, то  первый вице-президент ООО «ВиДи Груп» рассказывает, что по его данным определенное влияние бойкота просматривается. "На рынке АЗС, товаров массового потребления, по отзывам знакомых бизнесменов влияние бойкота ощущается", - резюмирует Ткаченко.

Не видят «политического подтекста» в покупательских предпочтениях и отраслевые эксперты. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко также полагает, что главную роль в падении авторынка сыграли все же не политические мотивы, а протекционистские действия властей, которые противоречат предпочтениям потребителей. "Покупатели начали бойкотировать продукцию отечественного автопрома независимо от начала Майдана. Если почитать форумы, то можно увидеть на них призывы спасти свою семью и отказаться от небезопасных автомобилей. Дело в том, что наши покупатели становятся все более европейскими и все больше нацеливаются на определенный уровень безопасности и комфорта. Люди хотят ездить на машинах с подушками безопасности, ABS и другими необходимыми вещами. Если посмотреть на Европу, то там просто запрещено выпускать автомобили минимум без двух подушек безопасности. А у наших автомобилей самая "люксовая" комплектация предусматривает только подушку безопасности водителя. Поэтому люди голосуют кошельком при покупке", - сказал он в комментарии Центру транспортных стратегий.

На фоне общего падения рынка на 7,4% в результате введения спецпошлины и утилизационного сбора, а также отказа подписать соглашение об ассоциации отдельные бренды обвалились значительно сильнее. Так, по словам Назаренко, лидер продаж – Hyundai – сократил их объемы в 2013 году на 21,3% - до 18,001 тыс. штук, Skoda – на 11,9%, до 12,285 тыс. штук, ВАЗ и Chevrolet – на 53%. " И здесь не вопрос политической силы.… украинцы – народ упрямый. Они говорят: "Ах, меня хотят принудить? А я нарочно не пойду покупать то, что меня хотят заставить", - отметил гендиректор ВААИД. Подтверждением этому, по его мнению, является тот факт, что пики продаж были скачкообразными и приходились на март – перед введением спецпошлины – и август – перед вступлением в силу утилсбора.

На момент подготовки материала автомобильные компании, фигурирующие в «бойкотном» списке, не предоставили своих комментариев о влиянии кампании на их бизнес. Однако итоги продаж по результатам 2013 года свидетельствуют о том, что на фоне основных конкурентов  какого-либо провала у компаний, чей бизнес контролируется «регионалами», не наблюдается. А один из реальных трендов, действительно свидетельствующих о «европейском выборе» отечественных автомобилистов  – это возросшие в разы продажи машин с дизельным двигателем: если в  «оранжевом» 2004 году, доля дизельных автомобилей среди новых автомобилей в Украине не превышала 1%, то сегодня – это почти 20%, или пятая часть всего рынка.  И цвет флага компании-производителя или политические предпочтения собственника автосалона здесь роли не играют: потребители просто научились считать деньги и задумываться об энергоэффективности как минимум на уровне собственного транспортного средства. Поэтому кампании политического бойкота компаний в этом сегменте рынка не стоит рассчитывать на успех. Здесь и в дальнейшем диктовать условия будет экономическая целесообразность и цена.