Он улетел, так и не прилетев - так можно кратко охарактеризовать результаты баталий, которые длились в Украине последние 4 месяца вокруг возможного прихода крупнейшего лоукостера Европы. Вчера, 10 июля, ирландская авиакомпания Ryanair объявила об отказе заходить на украинский рынок. "Мы сожалеем, что Киевский аэропорт продемонстрировал то, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестирования", - отметил в официальном заявлении коммерческий директор лоукостера Дэвид О'Брайен.

После заявления авиакомпании пользователи соцсетей разразились гневными комментариями в адрес руководства Борисполя, МАУ и МИУ. Авиация вновь расколола украинское общество. Министр инфраструктуры Владимир Омелян был категоричен: "Дискуссия вокруг ирландского лоукостера Ryanair - это не дискуссия вокруг судьбы отдельного аэропорта или авиакомпании, это - дискуссия о будущем Украины и борьба за него".

Читайте также Уловки Ryanair: Как крупнейший лоукостер Европы зарабатывает на пассажирах


Подводные камни

Следует отметить, что срыв переговоров случается у Ryanair не впервые. К примеру, в прошлом году авиакомпания вела сложные переговоры с сербским аэропортом Ниш. Тогда камнем преткновения стали 200 тыс. евро субсидий и отмена аэропортовых сборов. Несмотря на срыв переговоров в конце 2016 года, Ryanair удалось зайти в Сербию и начать полеты в Ниш. Ситуация с Борисполем схожа, хоть и со своими особенностями.

В понедельник гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин созвал пресс-конференцию, где заявил о том, что Ryanair выдвинул требования, которые его предприятие не может выполнить. По утверждению Рябикина, лоукостер требовал от аэропорта предоставить ряд бесплатных услуг (аэронавигация, стойки регистрации, офисы для продажи билетов), что является незаконным.

Также Ryanair хотел единую ставку в размере 7,5 долларов за каждого пассажира на 4-летний период. Этот момент вызвал особые дискуссии. "Давая 7,5 долларов за пассажира, мы давали цены, которые находятся по многим показателям ниже нашей себестоимости", - заявил Павел Рябикин. По словам гендиректора Борисполя, если бы аэропорт дал такую скидку Ryanair, другие перевозчики могли бы подать жалобу в Антимонопольный комитет и потребовать таких же самых условий.

Отметим, что сейчас аэропорт может предоставлять авиакомпаниям скидки за объем пассажиропотока и за новые направления. В марте коммерческий директор Ryanair Дэвид О'Брайен заявлял о планах привезти в Киев до 250 тыс. пассажиров. Поэтому по объему пассажиропотока лоукостер мог получить скидку на обслуживание пассажиров в размере 10%. Еще Ryanair хотел выбить 75-процентную скидку за новые направления. Но здесь возникла коллизия. Ирландцы считали, что если они будут летать в Борисполь из Станстеда, а не из Хитроу (British Airways) или Гатвика (МАУ), то они имеют право на скидку. Но публичная оферта предусматривает именно открытие нового маршрута, а не нового аэропорта. Новым маршрут признается при условии, что в радиусе 100 км нет других аэропортов, откуда уже летают другие авиакомпании. Хитроу и Гатвик как раз попадают в эту категорию.

17218520_1274560592592795_1531418605111851560_o

Эксперты указывают на еще одну возможную причину. "В Ryanair стратегические решения принимаются очень быстро, у нас - все протекает медленно. Чем дольше высшие лица страны молчат, тем меньше становятся и без того призрачные шансы на возвращение Ryanair", - утверждает авиаэксперт Александр Лисовик. Также эксперт отмечает, что Ryanair часто используют в переговорах ультиматумы, хотя сами не приемлют их со стороны аэропортов: "Переговорная стратегия Ryanair со всеми аэропортами всегда одинакова. Они не терпят языка ультиматумов, хотя сами к нему прибегают, как к тактическому приему "игры на обострение". Александр Ланецкий, директор Friendly Avia Support, и вовсе считает заявление Ryanair шантажом. "Заявление Ryanair - это шантаж. Они действительно уйдут, только если тут нет рынка, спроса на их билеты без скидок", - отметил он.

Читайте также "Борисполь" снизит аэропортовые сборы: Цель - 10 миллионов пассажиров


Шанс для Львова или второй раунд

Конфликт между руководством аэропорта Борисполь и Ryanair повлиял на судьбу аэропорта Львов. "Мы также сожалеем о том, что Львовский аэропорт стал жертвой решения Киевского аэропорта", - заявил Дэвид О'Брайен. На сайте авиакомпании продажа билетов во Львов также была закрыта. При этом глава Львовского аэропорта Татьяна Романовская обнадежила, что еще есть возможность для переговоров. "Надежда умирает последней… но надежда все еще есть!!!", - написала она на своей странице в Facebook.

17435981_1405199626203422_3185746803952431970_o

С ней солидарен и авиаэксперт Александр Ланецкий: "Пока ситуация до конца не ясна. И вполне вероятно, что полеты из Львова оставят и выдадут за компромисс и победу министра". При этом он предостерегает, что, если условия Ryanair для аэропорта Львов были идентичны, то они создают угрозу для самой воздушной гавани. "Но, думаю, там директор глупостей не делала и выторговала достойные уступки. Время у нее было - переговоры велись почти год. По договору - почти полгода", - отметил Ланецкий.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян также намекает на возобновление переговоров. "Обязательно будут (еще один этап переговоров c Ryanair. - ЦТС), и они полетят в Украину", - прокомментировал он ситуацию порталу ЦТС.

При этом Александр Лисовик не столь оптимистичен. По его словам, в официальном заявлении Ryanair прозвучал четкий сигнал о том, что Украина не является страной, в которую можно надежно инвестировать. "Звучит очень однозначно и это сигнал для размышления всем остальным авиакомпаниям и потенциальным инвесторам в другие отрасли экономики", - утверждает он.

И вновь Житомир?

Сразу же после объявления о намерении Ryanair зайти в Борисполь, в Украине начались дискуссии вокруг нескольких региональных аэропортов, которые могли бы заинтересовать ирландского лоукостера. Это Житомир, Белая Церковь, Гостомель. Последний принадлежит заводу "Антонов" и является аэропортом совместного базирования (используется также военными), что усложняет привлечение в него лоукостеров.

В Белой Церкви ситуация также довольно сложная, поскольку аэродром не имеет даже пункта пропуска через границу и статуса международного аэропорта. Несмотря на это, Александр Ланецкий считает, что Белая Церковь может заменить Борисполь для ирландцев. "Такие условия, как хочет Ryanair, сейчас в столичном регионе может дать только Белая Церковь. Это потребует вложения с украинской стороны около 4-5 млн долларов. И около полугода подготовки", - утверждает эксперт.

Реальные шансы есть и у Житомира. "Аэропорт Житомир - идеальная возможность сделать национальный лоукост-аэропорт. Сообщение с Киевом почти идеальной трассой, электрифицированная железка - причем аэропорт и практически сблокированные автовокзал и ж/д вокзал расположены меньше чем в 4 км на скоростной дороге", - считает Григорий Мельничук, сокоординатор Совета по урбанистике Киева.

При этом все эксперты солидарны в том, что аэродромы Житомира и Белой Церкви нуждаются в модернизации, а это требует времени и финансовых затрат. "Разговоры о Гостомеле и Житомире имеют под собой основу, но только в среднесрочной перспективе. Инфраструктурно эти аэропорты сейчас не готовы принять Ryanair", - подытожил Александр Лисовик.

Конкуренты не дремлют

Приход Ryanair в любой аэропорт приводит к оживлению трафика и активизации конкурентов. В Украине это случилось еще до прихода ирландцев. Венгерский лоукостер Wizz Air приблизил дату запуска нескольких рейсов и заявил об открытии нескольких новых.

19983417_1376526132424802_1884041862601834049_o

Также в Wizz Air оперативно отреагировали на вчерашнее заявление конкурентов, введя специальные цены на билеты от 15 евро для украинцев, которые ранее приобрели билеты на рейсы Ryanair из Киева и Львова. "Они сделали себе хороший PR, предложив промотарифы несостоявшимся пассажирам Ryanair на украинских рейсах. Ничего нового в этом нет. Это достаточная типичная практика", - отмечает Александр Лисовик.

Эксперт Александр Ланецкий считает, что в отсутствие сильного конкурента Wizz Air попробует выжать из ситуации максимум.

А как же МАУ? Напомним, что еще в мае украинская авиакомпания ввела лоукост-тарифы на внутренние и международные направления. Перевозчик предложил пассажирам билеты за 249 грн (внутренние рейсы) и 587 грн (международные направления). После ухода Ryanair МАУ не собирается сворачивать лоукост-тарифы, а наоборот. "Мы будем расширять эту программу. Возможно, сократим сроки бронирования. Сейчас мы это активно обсуждаем и в самое ближайшее время объявим рынку о нововведениях", - отметила руководитель пресс-службы МАУ Евгения Сацкая в комментарии ЦТС.

Читайте также Ryanair привозит пассажиров, а ваше дело научиться на них зарабатывать, - интервью с коммерческим директором "Литовских аэропортов"