Крупнейший российский производитель и один из главных экспортеров энергетического угля ОАО «СУЭК» завершает строительство второй очереди Ванинского балкерного терминала. Общая сумма вложенных в порт компанией средств уже достиг 400 млн долларов. На сегодняшний день объем перевалки терминала составляет порядка 14 млн тонн в год, а с вводом второй очереди проектная мощность составит 20 млн тонн. К проекту приковано пристальное внимание инвесторов, поскольку он важен не только для компании, но и непосредственно влияет на весь Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел. К слову, СУЭК является крупнейшим клиентом железнодорожников РФ среди угольных компаний, своими потребностями покрывает почти 10% российского рынка полувагонов.

Окно в Азию В порт Ванино компания зашла еще в 2005 году, но коммерческая эксплуатация Ванинского балкерного терминала началась только три года спустя – в конце 2008 года. Тогда же была сформирована флотилия из сухогрузов и буксиров для обслуживания терминала. Благодаря такой инвестиции в течении следующих пяти лет ОАО «СУЭК» сумела занять твёрдые позиции на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а порт Ванино стал крупнейшим угольным портом на Дальнем Востоке и вторым по величине в мире. «Реализация этого масштабного инфраструктурного проекта - результат большой совместной работы в рамках государственно-частного партнерства», - утверждает генеральный директор ОАО "СУЭК" Владимир Рашевский.

Порт Ванино был выбран, поскольку он обладает рядом ключевых преимуществ перед другими морскими гаванями дальневосточного региона. Во-первых - это более короткий путь транспортировки грузов из западных регионов России. По Северному широтному ходу через порты Ванино он сокращается более чем на 500 км., что существенно уменьшает стоимость железнодорожных перевозок. возможность круглогодично принимать крупные суда. К тому же этот порт позволяет использовать БАМ для наземной перевозки груза.

Ванинский балкерный терминал — порт круглогодичного действия, имеющий прямой выход на Транссиб и БАМ. Бухта Мучка занимает исключительно удобное географическое расположение. Обширная территория позволяет строить здесь и дополнительные подъездные пути, и складские помещения. К тому же, бухта Мучка — глубоководная и потому здесь могут приниматься суда грузоподъёмностью от 15 до 170 тысяч тонн. На причале терминала установлены две судопогрузочные машины производительностью 3,5 тыс. тонн.

РЖД идет на встречу Планы развития Ванинского балкерного терминала изначально были прямо связаны с развитием железнодорожной инфраструктуры России. Дорога должна была справляться со значительным увеличением грузопотока в сторону дальневосточных портов.

В декабре 2013 года «РЖД» начало модернизацию БАМа. Этот проект укрепит связи между центральной частью страны и Дальним Востоком и позволит СУЭК наращивать поставки продукции со своих угольных месторождений в Сибири на терминал порта.

"Основным барьером, ограничивающим перспективные грузопотоки на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, является практически весь восточный участок БАМа - от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре и далее до Советской Гавани, включая Кузнецовский туннель на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино", - отметил российский  министр транспорта Максим Соколов.

«Критически важно привлечь качественных инвесторов, с именами, компетенциями, технологиями, корпоративным управлением. Чтобы их привлечь, необходимо научиться достигать с ними долгосрочной договоренности на рыночных условиях», - считает генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский

По его словам, уже к 2015г. грузонапряженность на БАМе вырастет в 3,3 раза, а к 2020г. - почти в 4,5 раза против существующего уровня. В соответствии с прогнозом суммарная загрузка железнодорожной сети на подходе к Ванино прогнозируется к 2015г. в размере 41 млн т, а к 2020г. она должна вырасти до 60 млн т.

Пока государство своими инвестициями пробивает частному бизнесу "окно в Азию", СУЭК доводит свое сотрудничество с РЖД до филигранной точности. "Сотрудничество с РЖД оказалось настолько отточенным, что на протяжении всего 2013 года СУЭК не допустил ни одного простоя или отставленного от движения железнодорожного вагона в адрес Ванинского балкерного терминала, таким образом, внеся большой вклад в стабильность работы всего БАМа", - отмечает директор по железнодорожным перевозкам СУЭК Илья Ястребов. По его словам, "совместная конструктивная работа ОАО "СУЭК" и РЖД "позволили увеличить объем погрузки и выгрузки вагонов с углем в этом направлении, иногда даже выше перерабатывающей способности порта, сократить сроки доставки груза и, как следствие, оздоровить эксплуатационную обстановку на дальневосточном полигоне".

Со стороны всех предприятий ОАО «СУЭК» отгрузка производилась прямыми отправительскими маршрутами, это сократило эксплуатационные затраты ОАО «РЖД», связанные с переработкой поездов в пути следования. Также, благодаря активному использованию под перевозки угля инновационных вагонов грузоподъемностью 75 тн/ваг, закупленных ОАО «СУЭК» в конце 2013 года, сократилась длина поезда с сохранением его весовой нормы, повышены гарантийные плечи движения поездов без технологических осмотров, и ускорился процесс выгрузки в портах.

На Дальневосточной железной дороге было организовано движение поездов с регулярным подводом груженных и выводом порожних вагонов, что позволило исключить факт «брошенных и отставленных от движения» составов. На Ванинском балкерном терминале введены в эксплуатацию комплексы СМРК, которые успешно позволяют восстанавливать сыпучесть угля, прибывающего в смерзшемся состоянии. Данная техника не имеет аналогов ни в одном порту России. Таким образом, в течение года среднесуточный показатель выгрузки на Ванинском балкерном терминале СУЭК составлял до 800 вагонов в сутки.

Руководство СУЭК постоянно подчеркивает, что своему успеху компания должна государственному партнерству. "Инфраструктура — это такая отрасль, в которой можно потратить любые деньги и не добиться определенного результата. Государство не может справиться с этой проблемой без союзников и партнеров. В нашей стране такими партнерами выступают государственные компании, у которых есть производственные и финансовые ресурсы. Поэтому мы много говорим о государственно-частном партнерстве. Нам критически важно привлечь качественных инвесторов. Для привлечения таких инвесторов государству необходимо научиться достигать с ними долгосрочных договоренностей на рыночных условиях», — рассказывает Владимир Рашевский.

По мнению главы СУЭК, в этом плане главным инструментом являются меры государственной поддержки. Инвестирование, развитие налоговых льгот, предоставление долгосрочного льготного финансирования — все это позволяет сделать важный проект, не имеющий достаточной окупаемости, выгодным.

Урок для Украины Отечественные предприятия генерируют грузопоток, практически соизмеримый с мощностью первой очереди Ванинского балкерного терминала: в 2013 году объем перевалки угля в украинских портах составил 13,3 млн т. При этом рынок является весьма концентрированным: как в перевалке – 5,4 млн.т. идет через терминалы в акватории порта Южный, так и на уровне грузоотправителей -- более 75% грузопотока генерируется предприятиями, входящими в состав двух финансово-промышленных групп – СКМ и ИСД. Их бизнес-задачи во многом созвучны с СУЭКом: увеличение поступлений от экспорта и оптимизация логистической цепочки.

Оптимальный вариант для баланса интересов подсказывает глава СУЭКа: «Критически важно привлечь качественных инвесторов, с именами, компетенциями, технологиями, корпоративным управлением. Чтобы их привлечь, необходимо научиться достигать с ними долгосрочной договоренности на рыночных условиях» отмечает Владимир Рашевский. В случае с Ванино общая формула детализировалась на три ключевые составляющие: четкая фиксация взаимных обязательств основных участников проекта, комплексное развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры и долгосрочное планирование грузопотока для оптимальной загрузки и расширения мощностей Ванино. Формула сработала, проект состоялся и динамично развивается.

Можно ли перенести этот опыт в Украину? – все составляющие для этого есть: грузопоток, желание и возможности операторов, перспективы для расширения рынков сбыта, создано правовое поле для инвестирования в порты. Нужно только найти их правильную комбинацию: как на уровне взаимодействия государства и частных операторов, так и баланса интересов грузотправителей и транспортных компаний. Задача непростая, но опыт СУЭКа и Ванино показал, что вполне решаемая. 

Довідка

«Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) — крупнейшая российская угольная компания. Занимает 7 место по объемам производства энергетического угля в мире. Штаб-квартира — в Москве. Мажоритарный владелец – один из самых богатых россиян Андрей Мельниченко. Основана в 2001 году. В 2013 г. произвела 96,5 млн тонн. млн тонн угля.

Ванинский балкерный терминал построен ОАО "СУЭК" в Хабаровском крае для ликвидации дефицита портовых мощностей на востоке РФ. Перевалки терминала составляет порядка 14 млн тонн в год, а с вводом второй очереди проектная мощность составит 20 млн тонн.