Мы все еще ждем прихода Starbucks или IKEA, но о том, как полетим (если полетим) на выходные в Европу с Ryanair, уже можем помечать на пассажирском сидении Uber. Начало работы американского сервиса вызова такси в Украине для многих означало причастность к трендам западного мира. Однако за завышенными ожиданиями последовали и разочарования. Вспоминаются первые дни работы Uber в Киеве и саркастические посты в Facebook о том, что кому-то все же удалось вызвать автомобиль. Сейчас, как отмечают в компании, скорость подачи составляет 4-4,5 минуты, а штат водителей постоянно расширяется. С самого начала Uber завлекал водителей высокими заработками, а пассажирам обещал качественные автомобили и низкую цену проезда. Но осталось ли все так радужно? Довольны ли пассажиры и водители? И что говорят конкуренты?

Водительский кошелек

Когда почти год назад Uber пришел в Украину, водителей завлекали хорошей бонусной системой. Для примера, один из водителей рассказывает, что за "неделю накатывал 7 тыс. грн и еще столько же получал бонусов. Сейчас же за неделю получается тысячи две бонусов". Многие водители говорят, что как только Uber перестанет доплачивать - они уйдут. "Водители такси всегда мигрируют туда, где больше заказов и где выше средний чек. Исключение – месяцы, когда Uber и Яндекс заходили в новые города. До этого на рынок никогда не "выливались" бонусы для водителей, тем более в таком объеме. Это позволило новым сервисам быстро набрать определенное количество машин. Но мы видим, что когда бонусы снижаются или изменяются правила их начислений, начинается мгновенный отток водителей. Многие водители одновременно работают в нескольких службах и сервисах и "мигрируют" буквально в течение дня", - отмечает директор Uklon Павел Лысенко.

Кроме того, тарифы в Uber считаются низкими, что не выгодно для водителей, с учетом того, что 15% от заказа взымает сам Uber, а еще 10% - партнер. "На тариф влияет множество факторов, среди которых ключевое место занимает, конечно, цена топлива. Рентабельная цена для Киева за подачу такси не меньше 35-40 грн. Меньше 35 грн. для Киева - это работа в убыток, и на это готовы идти водители только, если им доплачивают за выполнение заказов", - говорит П. Лысенко.

Такси за 4 минуты?

Спустя почти год с начала работы Uber расширил свое присутствие до пяти городов: Киева, Львова, Одессы, Днепра и, с недавних пор, Харькова. В компании отмечают, что за первые полгода работы в Украине приложение Uber скачали более 300 000 человек. Сейчас этот показатель гораздо больше. "Все три города, о результатах которых мы уже можем судить, - Киев, Одесса и Львов, показали лидирующие темпы роста количества поездок в регионе, к которому относится Украина - Европа, Ближний Восток и Африка", - хвалятся в Uber. Точное количество водителей, которые работают в Uber, компания не называет, говоря лишь о том, что у них достаточное количество водителей-партнеров, чтобы удовлетворить спрос на поездки и быструю подачу авто.

Действительно, с приходом Uber оказалось, что вовсе не обязательно ждать автомобиль 10-15 мин, а в некоторых случаях и после этого ожидания получить сообщение, что в твоем районе нет свободных авто. Справедливости ради, в самой компании соглашаются, что изначально время подачи авто было около 10 мин, но говорят, что сейчас им удалось сократить его до 4-4,5 минут. 

Враг качества

Как часто бывает, количество - враг качества. Пассажиры все чаще жалуются на то, что к ним приезжает DAEWOO Lanos или DACIA Logan, хотя изначально Uber позиционировал себя, как сервис, в котором не будет места таким авто. В Uber на этот счет отмечают, что без наращивания большой базы водителей-партнеров невозможно гарантировать поездки для всех желающих и сделать их очень доступными по цене. "Мы сознательно расширили перечень подключаемых автомобилей, чтобы обеспечить массовую доступность поездок с UberX  и с точки зрения быстроты подачи автомобиля, и с точки зрения стоимости", - говорят в компании.

Редакция ЦТС провела небольшой эксперимент с целью сравнения цены, скорости подачи и марки подаваемого автомобиля у трех столичных служб заказа такси. Результаты эксперимента не являются закономерностью, а лишь демонстрируют ситуацию в конкретном случае.

uber4

Когда Uber заходил на рынок, его отличительной чертой был только безналичный расчет. Платежная карта привязывается к аккаунту во время регистрации и средства после завершения поездки считываются автоматически. То есть извечные "у меня нет сдачи", "пойдите разменяйте сами" и автоматические чаевые водителям - канули в лето. Однако, позже Uber все же ввел также и возможность наличного расчета, аргументируя это многочисленными просьбами пассажиров. "Сегодня во всех городах Украины, а также в других странах СНГ, например, в Казахстане, Азербайджане, доступно 2 способа оплаты", - говорят в компании. Примечательно, что наличный расчет существует только в странах постсоветского пространства.

Конкурентов хватает

В прошлом году на рынок зашло несколько сервисов для заказа такси: Uber, Taxify, Яндекс.Такси, Hopin. До этого практически монопольное положение со схожим сервисом занимал Uklon. Директор последнего говорит, что с приходом Uber и других подобных сервисов существенных изменений на рынке не произошло. "Больше 60% киевлян используют традиционные телефонные службы такси, а в регионах этот показатель - больше 95%. Услуга вызова авто через приложение будет развиваться параллельно с тем, как все больше людей будут переходить на смартфоны. Хотя, в целом, клиенты такси довольно консервативные, они редко переключаются со своих привычных любимых служб", - считает он.

В Uber, со своей стороны, заявляют, что у них нет цели переманить пассажиров традиционных такси: "Напротив, мы расширяем рынок перевозок, привлекая новых пользователей – тех, кто раньше не прибегал к услугам такси по разным причинам - высокой стоимости или длительного времени ожидания".

Как у других?

Вокруг работы Uber в мире много скандалов. Водители традиционных служб такси регулярно протестуют, ссылаясь на то, что Uber забирает их пассажиров, и соответственно заработок. В апреле этого года римский суд постановил, что компания занимается недобросовестной конкуренцией с местными службами такси, поэтому ее деятельность на территории Италии запрещается.

Компания Waymo - структура Google, разрабатывающая средства управления беспилотным автомобилем, - подала в суд на Uber и ее стартап Otto, обвинив их в краже технологий. Влиятельная The New York Times писала, что Uber на протяжении нескольких лет использовал систему Greyball, которая позволяет обманывать городские власти или сотрудников правоохранительных органов в странах, где услуги компании запрещены или ограничены. 

Еще раньше вокруг компании разгорелся "шпионский скандал", когда ее бывший криминалист заявил, что из-за недостатков системы безопасности сотрудники компании имели доступ к личным данным пользователей Uber и могли следить за ними в личных или корыстных целях. В ответ на обвинения Uber заявила о введении жесткого контроля и политики, ограничивающей допуск к личным данным пользователей для сотрудников компании.

Однако, кроме скандалов, Uber прославился еще и тем, что стал самой убыточной компанией.  За свою семилетнюю историю компания потеряла уже 4 млрд долларов. "Вы с трудом отыщете еще одну технологическую компанию, которая бы столь быстро теряла столько денег, - цитирует Bloomberg профессора Нью-Йоркского университета Асвата Дамодарана. - Для частной компании, которой удалось получить от инвесторов столько денег, сколько получил Uber, это беспрецедентный случай".

Читайте также Уловки Ryanair: Как крупнейший лоукостер Европы зарабатывает на пассажирах