В первой части интервью Юрий Лавренюк говорил о смене подходов в борьбе с коррупцией, первых обысках и их результатах, новом антикоррупционном подразделении МИУ, зарплатах его сотрудников и конфликте интересов в подведомственных предприятиях МИУ.

Продолжить разговор мы решили с вопросов о борьбе с коррупцией на "Укрзализныце".


За прошедшие два месяца, кто-то из коррупционеров уже понес реальное наказание?

Повторюсь, если объявлено подозрение, после  этого дело направляется в суд. Сейчас подозрение объявлено только начальнику управления логистики и таможенно-брокерских услуг "Укринтеравтосервиса"; есть задержанный Олексий Игорь Михайлович  - департамент планирования и контроля закупок ПАО "Укрзализныця"; также задержан заместитель директора – председатель комитета по конкурсным торгам ГП "Укрзализнычпостач", начальник профильного отдела этого госпредприятия.

Что касается "Укрзализныци", есть какая-то новая информация по делу о похищении начальника департамента электроснабжения УЗ Валерия Людмирского?

Дело расследует Национальная полиция, с руководителем департамента уголовного розыска я поддерживаю связь по данному вопросу. У них уже есть определенные наработки, но пока в интересах следствия информация не разглашается. Будем иметь надежду, что вся эта история получит happy end.

Рассматривается связь между похищением Людмирского и смертью его заместителя неделей ранее?

Сейчас сопоставляются эти факты. Вероятность связи этих событий может установить только следствие.

С Балчуном у меня отношений нет никаких – только сугубо рабочие.

Как у Вас происходит взаимодействие с Войцехом Балчуном? Оно вообще происходит? Как Вы относитесь к назначению поляка Павела Ярчевского в Центр обеспечения производства УЗ?

Что касается отношений с Балчуном, то я Вам скажу, что у меня с ним отношений нет никаких – только сугубо рабочие. Я больше общаюсь с директором по безопасности "Укрзализныци". Свои замечание по работе антикоррупционного департамента УЗ я Балчуну довел до ведома. Мы не вправе ему что-то навязывать, он топ-менеджер, назначен по результатам открытого конкурса. Он недавно представил министру свой план действий. Будем наблюдать. Думаю всем, как и нам, нужно дать время, а потом уже делать выводы.

В СМИ была информация, что Арсен Аваков оказывает влияние на работу "Укрзализныци". Слышали ли Вы об этом, как можете прокомментировать такую информацию?

От Вас такое слышу впервые. По последним  сообщениям СМИ складывается впечатление, что Арсен Аваков имеет отношение ко всему (смеется). Я очень субъективно отношусь к таким комментариям. По вопросу каких-то "смотрящих" за МИУ Владимир Омелян тоже давал свой комментарий и правильно сказал: "у меня рост почти два метра, я сам могу за всеми наблюдать, а за мной не нужно". Так сказал министр и я с ним согласен.

Даже не представляю механизма влияния тех или иных политических фигур на новоназначенного менеджера из Польши.  

Я не могу такое комментировать, потому что даже не представляю механизма влияния тех или иных политических фигур на новоназначенного менеджера из Польши. Насколько мне известно, назначены уже все члены правления. Если вы проанализируете количество членов правления и кто эти люди, то это люди Войцеха. Я не могу представить, каким образом кто-то на них может оказывать влияние.

Недавно Вы заявляли об усилении борьбы с нелегальными пассажирскими перевозчиками, а сегодня, насколько мне известно, у Вас была встреча с представителями КГГА по данному вопросу. Какие были приняты решения?

Это уже второе такое совещание. Одной из моих задач является борьба с нелегальными автостанциями, которые порождают нелегальных перевозчиков.

На позапрошлой неделе было совещание   с обладминистрациями при участии Нацполиции, членов профильного парламентского комитета  и пассажирских перевозчиков. Позиция четкая – мы даем возможность перевозчикам самим себе выбирать маршруты, либерализируем подход к лицензированию, предоставлению разрешений на маршруты. Министерство будет требовать лишь контроль за безопасностью и качеством предоставления услуг. То есть водитель или собственник компании-перевозчика ведет полную ответственность  за безопасность пассажиров. Транспортное средство должно быть исправно, должен работать кондиционер - в автобусе должно быть комфортно находиться. Это все, что мы будем требовать от перевозчика.

Со своей стороны силами полиции и Государственной службы безопасности на транспорте будем бороться с автостанциями, который порождают нелегальных перевозчиков. Вплоть до лишения аттестаций  таких автостанций.

Заново прорабатывая старую информацию, удается выйти на след коррупционеров

Но как на  это реально можно повлиять?

Если мы говорим о Киеве и о сегодняшнем совещании, то мы договорились о том, что мы создаем совместные группы. У нас уже определены четкие направления и места скопления нелегальных перевозчиков, где они организовали квази-автостанции. Мы сейчас будем рассматривать вопрос легализации таких мест под автостанции пятой категории - это самый низкий уровень автостанции. Это небольшая площадка для парковки транспортных средств и вагончик для продажи билетов. Но это легализовання автостанция, которая будет платить налоги в бюджет.

Единственное, что КГГА необходимо будет решить вопрос, как оборудовать эти места для безопасной высадки/посадки пассажиров. Потом "Укртрансбезпека" будет определять, может ли такая автостанция получить пятую категорию. Будем контролировать, чтобы на таких автостанциях останавливались только легальные перевозчики.

Будем рассматривать вопрос легализации таких мест скопления нелегальных перевозчиков под автостанции пятой категории - это самый низкий уровень автостанции.

Как проконтролировать, чтобы автобусы у таких перевозчиков были в исправном техническом состоянии, чтобы колеса у них не отваливались?

А для этого в Верховную Раду направлен проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере автотранспорта. Данный закон, в случае принятия, обяжет всех коммерческих перевозчиков проходить техосмотр. Это все маршрутки и автобусы, которые занимаются коммерческими перевозками .

А как отследить водителей, которые возят пассажиров, будучи больными, находясь в состоянии алкогольного опьянения?

Это все комплексная работа в рамках мероприятий, которые мы наметили. Это проблема не только Мининфраструктуры, но и руководства обладминистраций, городских властей, "Укртрансбезопасности", Национальной полиции.

Когда будут созданы автостанциив Киеве, о которых Вы говорите?
Сегодня мы только провели совещание. Когда я получу протокол заседания, то в нем будут установлены четкие сроки. По Киеву у нас много мероприятий.

В ближайшее время будем открывать на Житомирской трассе на 14-м километре на въезде в Киев стационарный габаритно-весовой комплекс.

Мы также здесь подняли вопрос габаритно-весового контроля. И уже в ближайшее время будем открывать на Житомирской трассе на 14-м километре на въезде в Киев стационарный габаритно-весовой комплекс, который приобретен за средства городской власти. На него мы делегируем представителей "Укртрансбезопасности", которые будут круглосуточно там нести службу.

Это новый весовой комплекс?

Да, новый. Жду подтверждения по дате открытия. Такой комплекс позволит контролировать перегруз при нынешнем температурном режиме, с целью сохранения целостности дорог города Киева.

Пару недель назад мы общались с Михаилом Ноняком и он анонсировал встречу с портовиками по вопросам габаритно-весового контроля. Дала ли результат эта встреча?

Да, результат уже есть – где-то больше, где-то меньше. Скажем так, есть несколько саботажников из руководства торговых портов.

Можете их назвать?

Пока нет.  Думаю, Вы в ближайшее время их узнаете, так как к ним будут применены жесткие меры. Но в целом картина позитивная. 99% портов адекватно восприняли нашу позицию, дали объявления, что они не принимают машины с перегрузом. Установлены весы перед въездом в порты. Выставлено условие, что любой автотранспорт в порту первым делом заезжает на весы. За каждым портом закреплены сотрудники "Укртрансбезопасности". В Одессе и Южном это четыре человека, в небольших портах – по 2.

Некоторые частные терминалы не принимают автомобили с перегрузом, другим такая позиция чужда. Для таких мы будем обставлять все подъезды к ним габаритно-весовыми комплексами.

Сколько портов установили такие весы?

У каждого порта есть свои весы  - ими и  пользуются для определения перегруза. Кроме того, мы оптимизировали дислокацию имеющихся ГВК  - сконцентрировали их на период сбора урожая на Юге нашей страны: это Николаевская, Одесская, Херсонская, Донецкая и Запорожская области.

Кроме того, что наши государственные порты осуществляют весовой контроль собственными силами, они проинформировали частные терминалы о необходимости занять государственническую позицию с целью сохранения наших автодорог. Некоторые частные терминалы это поняли и не принимают автомобили с весом больше 40 тонн, другим такая позиция чужда. Для таких мы будем обставлять все подъезды к ним габаритно-весовыми комплексами.

Также хочу сказать, что в ближайшее время "Уктрансбезопасность" проведет тендер на закупку около 80 новых мобильных габаритно-весовых комплексов. Было увеличено финансирование на это. 

Борьба с коррупцией - не единственное направление работы Лавренюка. В числе прочего, он отвечает за государственную службу специального транспорта.

Каких целей Вы хотели бы достичь за год?

Реформа Государственной службы безопасности на транспорте. Это должна быть нормальная модель работы службы. Недавно на Службу возложили дополнительно функции государственной сельскохозяйственной инспекции в плане контроля над сельхозтехникой. Это сверхбольшой объем полномочий. При малом количественном составе Службы ее структуру придется реорганизовать.

Второй момент – я отвечаю за государственную службу специального транспорта. Это бывшие железнодорожные войска. Министр закрепил за мной реорганизацию этого направления. Сейчас они работают в зоне АТО, строят фортификационные сооружения, восстанавливают инфраструктуру. Поэтому контроль за восстановлением инфраструктуры в зоне проведения АТО также является частью моей задачей на ближайший год.

Контроль за восстановлением инфраструктуры в зоне проведения АТО также является моей задачей на ближайший год.

Кроме того, у нас есть видение задействования ГССТ на охрану аэропорта "Борисполь", на охрану таких стратегических объектов как вокзал Киев-Пассажирский. Его необходимо зарежимить в ближайшее время по требованию СБУ. В моем ведении находится кураторство всего сектора безопасности МИУ.

В антикоррупционном направлении это организация качественной работы нового антикоррупционного подразделения в министерстве. Реорганизация работы антикоррупционных подразделений в подведомственных Мининфраструктуры госпредприятиях. Это искоренение большинства схем, работавших до этого времени. Внедрение механизмов, которые позволят не допустить внедрение таких схем в будущем.

Вы человек не из транспортной отрасли. Как Вы попали в министерство?

Я правоохранитель, работал в органах внутренних дел до недавнего времени. Меня пригласил министр. Владимира Омеляна я знаю уже много лет, еще даже когда он не был заместителем министра инфраструктуры. У нас всегда были нормальные рабочие отношения.

Перед этим я длительное время возглавлял большую всеукраинскую неправительственную антикоррупционную организацию. Часто пересекался по работе с Омеляном на различных мероприятиях. Он хорошо знает результаты моей работы и мои подходы к антикоррупционной деятельности.

Владимира Омеляна я знаю уже много лет. У нас всегда были нормальные рабочие отношения.

Поэтому Омелян мне предложил – я дал согласие. У меня были определенные условия, что я имею всю полноту действий в плане борьбы с коррупцией. Министр поддержал и поддерживает все мои действия. Никакого покрывания каких-то процессов или идей с его стороны нет. Я понимаю, что в связи с этим на него осуществляется давление со всех сторон, но с его стороны для меня - полный карт-бланш. Главное – результат.

Вопрос личного плана: как семья относится к Вашей работе?

У меня в семье в этом плане полное взаимопонимание, потому что, когда я  женился, то был младшим лейтенантом оперуполномоченным уголовного розыска. Что такое служба в уголовном розыске в 1999-2000-х годах, думаю, говорить не нужно. Я начинал службу в Каменце-Подольском. В то время город занимал третье место по криминогенной обстановке в Украине. Рядом граница с Молдовой и был ряд криминальных перипетий, который урегулировался руками уголовного розыска. Жена знала, в каком ритме я живу и работаю. С тех пор ничего не изменилось, кроме статусности и того, что дети уже выросли. Работа в том же режиме, жена та же.

Как проводите свободное время?

Дело в том, что у меня его просто нет. Все свободное время я посвящаю работе, чтобы направить в правильное русло деятельность всех тех подразделений, за работу которых я отвечаю. Нужно держать эти направления в ручном режиме. Поэтому 24-х часов в сутки не хватает.

Я реалист и понимаю, что в это сложное для страны время все мы здесь люди временные, никто не знает, сколько нам отмеряно работать на этих должностях, и время отдохнуть у нас еще будет.

А сейчас нужно работать и показывать результат!

Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро

Контроль за восстановлением инфраструктуры в зоне проведения АТО также является частью работы Юрия Лавренюка.