Лоукост пошел в рост

В июньском номере американского журнала Flight Airline Business был опубликован уже ставший традиционным мировой рейтинг Топ-100 крупнейших чартерных и лоукост перевозчиков. В этом году в него попали сразу 38 авиакомпаний из Европейского региона (учитывая РФ и Турцию). Из них 19 можно отнести к разряду лоукостеров.
В Украину пока выполняют полеты только Vueling (9 место в рейтинге), Pegasus (11), Wizzair (12), FlyDubai (31), AirArabia (35) OnurAir (60). Ryanair, занявший в рейтинге вторую позицию, уже осенью текущего года откроет полеты в Европу из Львова и, надеемся, Киева.

В целом рынок лоукост перевозок в 2016 году показал в Европе стабильный рост. Большинство компаний нарастили перевозки на более чем 10%: Ryanair - на 12,6%, Norwegian - 13,8%, Wizzair - 18,9%, Transavia - 27%. Падение пассажироперевозок показали только 3 европейских лоукостера- участника рейтинга:  SunExpress Germany (-20%) и SunExpress Turkey (-6,8%) - из-за резкого ухудшения политической ситуации в Турции и последовавшего за этим падения туристического спроса со стороны европейцев на ее курорты;  Monarch Airlines (-5%) – из-за резко ужесточившейся конкуренции на Британских островах.

Независимые игроки в целом показывают лучшие результаты, как финансовые так и по количеству перевезенных пассажиров

Всех европейских перевозчиков можно разделить на две большие группы - независимых игроков (Ryanair, JeasyJet, Norvegian, Wizzair, Pegasus, Volotea) и принадлежащих крупным авиационным группам (Eurowings - Lufthansa Group, Vueling - IAG, Transavia - KLM/AirFrance, AndoluJet - Turkish Airlines, SunExpress - совместное предприятие Lufthansa и Turkish Airlines).  Независимые игроки в целом показывают лучшие результаты, как финансовые так и по количеству перевезенных пассажиров. 

Ryanair с прибылью – EasyJet в убытках

Усилившаяся конкуренция среди авиакомпаний стала одним из главных тезисов выступления на конференции Routes Europe 2017 в Белфасте руководителя отдела аналитики авиакомпании EasyJet. По его словам, европейские авиакомпании в последние годы находятся под постоянным прессом падающей цены на билеты, а вместе с ней - маржи и ограниченности рынка.
Убытки Easyjet за первое финансовое полугодие увеличились в 10 раз по сравнению с прошлым отчетным периодом и достигли 212 млн. фунтов стерлингов. Убытки за прошлый финансовый год показали  Pegasus (35 млн USD), Eurowings (100,4 млн USD), Transavia (данные за 2016 год еще не опубликованы, в 2015 финансовом году убытки составили 38,6 млн USD).  Прибыль Ryanair в прошлом финансовом году превысила 1,3 млрд евро, без учета одномоментной прибыли от продажи доли в Air Lingus.

2016-06-30-easyJet-10_maschine

Больше больших самолетов

При этом флот всех европейских лоукостеров растет и в будущем вырастет еще сильнее. Что видно из таблицы заказов воздушных судов крупнейшими лоукостерами региона.

Авиакомпания

Флот, шт/ основной тип

Заказ/ основной тип

Ryanair

393/Boeing 737-800

173/Boeing 737-800

EasyJet

272/Airbus 319-320

153/Airbus 320neo-321neo

Norwegian

127/Boeing 737-800

231/Boeing 737-MAX8, Airbus 321

Vueling Airlines

107/Airbus 320

48/Airbus 320 neo

Pegasus

64/Boeing 737-800

71/Airbus 320neo-321neo

Wizzair

80/Airbus 320

133/Airbus 321neo

SunExpress (Germany+Turkey)

44/Boeing 737-800

35/Boeing 737-800

Как видно из представленных данных, авиакомпании не только наращивают флот - они переходят к еще более объемным воздушным судам. Так, ожидаемые Wizzair Airbus 321neo на 59 кресел больше, чем эксплуатируемые сейчас Airbus 320. Получаемые EasyJet новые  Airbus 320 на 30 мест вместительнее эксплуатируемых А319, в будущем же ожидаются Airbus 321neo на 79 кресел большие теперешних основных судов. Таким образом, авиакомпании могут предложить не только большее количество самолетов, но и значительно больше кресел в этих самолетах.

На рынке очень большими темпами растет предложение перевозных мощностей со стороны бюджетных перевозчиков

То есть на рынке очень большими темпами растет предложение перевозных мощностей со стороны бюджетных перевозчиков. Все это ведет к увеличению конкуренции и уменьшению стоимости билетов, а вместе с ней и маржи. В то же время стоит заметить, что в первую очередь от давления европейских лоукостеров на рынке страдают чартерные авиакомпании и восточноевропейские традиционные авиакомпании.

Плотная конкуренция

В целом, лоукостеры традиционно старались избегать конкуренции с крупными классическими сетевыми авиакомпаниями (Lufthansa, KLM/AirFrance, IAG (British Аirways, Iberia)), которые в Европе специализируются на подвозе пассажиров на дальнемагистральные рейсы, перевозки через свои хабы, делая упор на деловых путешественниках. Лоукостеры же в первую очередь перевозят западноевропейцев на курорты Средиземного моря и Восточной Атлантики (около 75% всех пассажиров Ryanair, Norwegian и EasyJet, до 95% - у Vueling, Eurowings и Transavia) или восточноевропейских "гастарбайтеров", летящих на заработки в Западную и Северную Европу  (65% у Wizzair, 20-25% - Ryanair и Norwegian).

Norwegian_Air_Shuttle_B737_LN-NGH_8906326396

В этом свете весьма интересна ситуация с конкуренцией европейских бюджетных авиаперевозчиков между собой. Специалисты консалтинговой службы FlightGlobal в прошлом году провели исследования и выяснили, что у крупнейших европейских лоукостеров (Ryanair, Norwegian, Vueling, Wizzair и EasyJet) конкурируют между собой не менее чем 20% маршрутов. В этом году компания представила повторное исследование, которое подтвердило прошлогоднее. Самая большая конкуренция наблюдается между Ryanair и EasyJet. Они конкурируют между собой на 74 маршрутах, где они выполняют суммарно 4500 рейсов в месяц, что составляет всего 7,5% от общего количества рейсов Ryanair и 10% для EasyJet. Ryanair и Vueling конкурируют на 62 направлениях. Ryanair и Norwegian конкурируют на 42 направлениях.

Самая большая прямая конкуренция между лоукостерами в Европе сложилась на рейсах из Барселоны (Эль-Прат), где сразу на 11 маршрутах конкурируют 3 лоукостера (Ryanair, EasyJet и Vueling). Больше всего лоукостеров - 4 (Ryanair, Norwegian, EasyJet и Vueling) летают по маршруту Аликанте-Манчестер. Кроме того на этом направлении работают два малых британских бюджетных перевозчика - Monarch Airlines и Jet2.com.

Ryanair-Wizzair-budget-airlines-696x464

При этом чаще всего с конкурентами сталкивается испанский Vueling, летающий в основном на самые популярные курорты Испании из крупнейших аэропортов Европы - на 52% маршрутов у него есть конкуренты - другие лоукостеры из ведущей пятерки. 

Реже всего с конкурентами из большой пятерки сталкивается Wizzair

Реже всего с конкурентами из большой пятерки сталкивается Wizzair - только на 12% маршрутов. В первую очередь это связано с тем, что авиакомпания весь свой бизнес сосредоточила в Центральной и Восточной Европе, мало интересной крупным конкурентам. Так, только на 3 маршрутах венгры конкурируют с Vueling и по одному маршруту - с Norwegian и EasyJet. Но, похоже, что такой идиллии приходит конец - крупнейшему европейскому лоукостеру Ryanair становится тесно в Западной Европе и он еще активнее начинает развиваться в Восточной. При этом, в отличие от EasyJet и Vueling, ирландцы, как и венгры, в основном выполняют полеты во второстепенные западноевропейские аэропорты. В прошлом апреле Ryanair конкурировал с Wizzair на 19 направлениях, в 2017-м -  уже на 30! Уже в этом сезоне Wizzair закрыл три направления, не выдержав конкуренцию с ирландским перевозчиком.

Ryanair становится тесно в Западной Европе и он еще активнее начинает развиваться в Восточной

Надо заметить, что среди заявленных из Украины маршрутов Ryanair, как минимум 2 совпадают с рейсами Wizzair - Львов-Вроцлав и Львов-Берлин. Похоже, скоро украинцы так же станут близкими зрителями и непосредственными участниками занимательного шоу под названием "ценовая война лоукостеров". Пассажирам, во всяком случае, на первых порах это только в плюс - билеты на перелеты станут доступнее.

Крупнейшие Европейские лоукостеры по финансовым показателям 2016 финансового года

Место

Авиакомпания

Оборот млн USD

Прибыль USD

1

Ryanair

7350.00

1350.00

2

EasyJet

6574.00

701.20

3

Norwegian

3106.00

217.00

4

Vueling

2277.00

66.20

5

Eurowings

2272.00

-100.40

6

Wizzair

1750.00

7

Transavia

1343.00

8

Pegasus

1242.00

-35.00

По данным Flight Airline Business

Крупнейшие Европейские лоукоcтеры по пассажиропотоку в 2016 году

Место

Авиакомпания

Страна регистрации

Количество пассажиров млн. человек

Измение к 2015 г %

1

Ryanair

Ирландия

119.8

12.6

2

EasyJet

Великобритания/Швейцария

73.1

6.6

3

Norwegian

Норвегия/Ирландия

29.3

13.8

4

Vueling

Испания

27.8

12.1

5

Pegasus

Турция

24.1

8.1

6

Wizzair

Венгрия

23.8

18.9

7

Eurowings

Германия

18.4

8.8

8

Transavia airlines *

Франция/ Недерланды

13.1

19.2

9

Andolu Jet

Турция

11.7

7.6

10

San Express **

Турция/Германия

7.9

-7.3

11

jet2.com

Великобритания

6.7

14.8

12

Monarch airlines

Великобритания

5.4

-5.0

13

Onur Air

Турция

4.8

-2.2

14

Pobeda

Россия

4.3

38.7

15

Blue Air

Румыния

3.6

83.8

*Transavia Airlines и Transavia France
**SunExpress Germany и Sun Express
По данным Flight Airline Business

Новые горизонты

А западноевропейского пассажира ждет новый этап конкуренции - лоукостеры нацелились на нишу дальнемагистральных полетов. Первыми такие рейсы запустили Norwegian  на Boeing 787 - 13 самолетов в парке и еще 18 заказаны. Авиакомпания выполняет полеты из Осло в Северную Америку и Восточную Азию. Долгое время рынок будоражили слухи, что перевозчик заключит интерлайн-соглашение с крупнейшим европейским лоукостером Ryanair, но ирландцы неожиданно выбрали другого партнера. С 22 мая Ryanair стал продавать через свои сайт билеты испанского лоукостера Air Europa и предлагать сквозные билеты на свои и его рейсы через хаб в Мадриде. В первую очередь - на дальнемагистральныбе рейсы. Испанцы их выполняют на 14-ти Airbus 330 и 6 Boeing 787, поставка еще 18-ти Dreamliner ожидается в будущем. 

Читайте также Они изменили мир: Три вопроса о лоукостерах