в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Турбулентность и премьеры:
10 авиационных трендов 2017 года

Авиакомпаниям пришлось несладко, борясь за каждый доллар и оправдываясь перед пассажирами за отмененные рейсы. В то же время, авиапроизводителям Airbus и Boeing начали, или хотя бы пытаются, угрожать новые конкуренты. Эти и другие тенденции ушедшего 2017 года описали в своем отчете аналитики авиационного издания Flightglobal.

04 января 2018

Угрозы для дуополии Airbus и Boeing

На протяжении нескольких десятилетий Airbus и Boeing наслаждались дуополией на рынке гражданской авиации. В итоге, для аналитиков уже стало нормой рассматривать их позиции как незыблемые. Ввиду того, что их доминирование на рынке отчетливо подтверждается беспрецедентно долгим перечнем рекордных продаж, достаточно сложно увидеть возможности на рынке для появления серьезной конкуренции, даже в том случае, если претендент на их трон будет обладать техническими способностями, чтобы продать немного самолетов.

Но в этом году начались определенные подвижки, в частности, на рынке узкофюзеляжных самолетов. Россия тестировала самолет "МС-21", а Китай - Comac C919. По крайней мере на бумаге, оба самолета обладают достаточным потенциалом, чтобы авиакомпании призадумались перед подписанием контракта на покупку очередной партии Airbus A320 или Boeing 737. Но ни один из них не рассматривается как серьезная угроза дуополии.

Однако канадской компании Bombardier, похоже, удалось позлить офисы своих конкурентов в Сиэтле и Тулузе. Ее самолет семейства CSeries, который был спроектирован с нуля в 2008 году и который оснастили двигателем нового поколения, композитным крылом и другими всевозможными новинками, получил одобрительные отзывы за свою эффективность, технологические преимущества и относительно гладкий ввод в эксплуатацию.

По своим размерам самолет CSeries находится между региональными самолетами с емкостью менее 100 кресел и 150-местными узкофюзеляжными самолетами производства Airbus и Boeing. О его присутствии на рынке мало что слышно. Тем не менее, самолет уже попал под огонь конкурентов. Вначале США начали торговый спор против Канады, утверждая, что ее правительство вредит компании Boeing, предоставляя субсидии Bombardier по программе CSeries. Этот спор может закончиться громадными штрафами, в том числе и для американской авиакомпании Delta Air Lines, заказавшей 75 самолетов из семейства CSeries.

Компания Airbus также считает CSeries достойным конкурентом, но избрала менее конфронтационный подход. Ей, фактически, удалось купить эту программу. Если будут устранены нормативные барьеры для сделки, в 2018 году мы станем свидетелями создания новой компании CSeries Aircraft Limited Partnership, большинство акций которой будет принадлежать Airbus, а Bombardier и правительство Канады станут миноритарными акционерами.

Читайте также "Пластмассовый самолет": Обзор первого в мире Bombardier CS300

Призрак широкофюзеляжной битвы

На другой стороне земного шара возникла иная конкурентная, хотя пока и эфемерная, угроза после того, как Россия и Китай подтвердили разговоры о совместных усилиях по захвату широкофюзеляжного сектора. "Объединенная авиастроительная корпорация" и Comac теперь развивают свою совместную программу - проект самолета CR929, который будет выпускаться в трех вариантах, емкостью от 250 до 320 кресел и дальностью от 10000 до 14000 км. Надзор за развитием будет осуществлять новая совместная компания под названием China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которая базируется в Шанхае, а конструкторское бюро - в Москве.

Ожидается, что предварительный проект нового самолета в изначальной конфигурации мы увидим в 2018 году, первый полет в 2023 году, а в эксплуатацию он будет введен в 2025 году. Безусловно, у России есть технический опыт, а у Китая есть деньги и огромный внутренний рынок, но никто из них не представляет большую угрозу для дуополии. Тем более, что оба участника нового альянса понимают свои ограниченные способности, которые пытаются компенсировать путем привлечения западных поставщиков.

Битва за рентабельность

Для авиакомпаний 2017-й был годом повышения рентабельности. Этому способствовал сохраняющийся сильный спрос на авиаперевозки, но позитивному настроению помешало несколько заметных вызовов и сбоев в обслуживании, которые преобладали в заголовках новостей.

Американские перевозчики вели борьбу за экономных пассажиров. Авиакомпания United Airlines возглавила эту борьбу, введя новые эконом-тарифы, но была вынуждена отступить в условиях жесткой конкурентной реакции со стороны соперников. К сентябрю крупнейшие американские перевозчики снизили свои ожидаемые доходы в третьем квартале, поскольку почти повсеместно они сообщали о всплеске конкурентной ценовой активности. Пока американские перевозчики продолжают зарабатывать прибыль, но ценовая война и свирепый сезон ураганов привели к уменьшению их прибыльности.

В Европе авиакомпании British Airways довелось объяснять разницу между "ІТ-кризисом" и "сбоем энергоснабжения". В конце мая у перевозчика возникли сбои в ІТ-системе, что привело к отмене рейсов, выполняемых из лондонских аэропортов Хитроу и Гатвик. Этот инцидент послужил иллюстрацией проблем в обслуживании пассажиров, которые кажутся почти невозможными, но которые в любой момент могут сорвать выполнение рейса. Этот фактор стал более очевидным, когда Ryanair начал массово отменять рейсы из-за трудностей, возникших с согласованием летного графика пилотов.

Однако позитивная бизнес-среда сохранилась. Самые крупные и надежные группы в Европе - IAG и Ryanair - находятся на пути к рекордной прибыли за 2017 финансовый год. Похоже, европейские авиакомпании действительно улучшат свою рентабельность.

В то же время, в октябре авиакомпания Monarch Airlines перестала летать, вскоре з ней последовала Air Berlin. Alitalia все еще пытается выжить, пытаясь привлечь свежие инвестиции. Отрасль, которая на протяжении последних десятилетий гордилась своей традицией сопротивления нагромождению мощностей, как раз и пострадала от их избыточного накопления - особенно на популярных средиземноморских рынках. Эта тенденция задела все три авиакомпании.

Ближневосточные проблемы

Трафик между Ближним Востоком и США пострадал от ужесточения норм безопасности. В конечном счете президенту США Дональду Трампу не удалось запретить поездки граждан из семи мусульманских стран. Но за этим последовали ограничения на провоз больших личных электронных устройств на рейсах в США из ряда аэропортов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Великобритания приняла аналогичную линию поведения, но составив свой список аэропортов.

Великобритания и США начали отменять эти ограничения летом, но государственные субсидии крупным перевозчикам Персидского залива привели к тому, что их конкуренты из США потребовали пересмотреть соглашение об "открытом небе" с ОАЭ и Катаром. Вначале авиакомпания American Airlines приветствовала запланированный (но в конечном итоге неосуществленный) шаг Qatar Airways по покупке 10% своих акций. Но затем American Airlines разорвала кодшеринговые соглашения с Qatar Airways и Etihad, что побудило последнюю отказаться от полетов в аэропорт Даллас/Форт-Уэрт.

Ближневосточные перевозчики также пострадали от дипломатической напряженности в своем родном регионе, когда несколько государств разорвали отношения с Катаром, что привело к закрытию воздушного пространства на нескольких рынках. Спустя несколько месяцев после разразившейся в начале июня ссоры, ограничения все еще остаются в силе.

Трудности овербукинга

Памятный для многих момент года наступил 9 апреля, когда полиция в Международном аэропорту Чикаго имени О'Хара поднялась на борт авиакомпании United Airlines и жестоко вытащили пассажира из перегруженного самолета, оставив его с окровавленным лицом и, как сообщалось, со сломанными зубами. Видеоролик об инциденте стал вирусным в интернете, и последующий публичный кошмар закончился для Дэвида Дао в частном порядке выплатой довольно большой суммы денег.

Этот инцидент привел к тому, что авиакомпании United Airlines, American Airlines и Delta изменили свою политику овербукинга, в некоторых случаях позволив местным менеджерам по своему усмотрению предлагать больше наличных средств перемещенным пассажирам. Руководитель United Airlines Оскар Муньос сказал: "Это никогда, никогда не повторится на рейсах United Airlines". Но американские законодатели все равно жаждали наказать боссов авиакомпаний, и предложили новые правила для пассажиров.

Турбулентность Ryanair

Иногда может показаться, по крайней мере, с точки зрения конкурентов, что бюджетная авиакомпания Ryanair, обладающая даром получения все большей прибыли от постоянно растущего пассажиропотока, не может ошибаться. Однако в этом году перевозчик попал в определенную турбулентность. В течение более чем шести недель в сентябре и октябре Ryanair была вынуждена отменить около 2100 рейсов и бросила более 300 тыс. пассажиров на произвол судьбы по причине того, что некому было сидеть в кабине пилота.

Некоторое время Ryanair пыталась игнорировать сложившуюся ситуацию, но глава авиакомпании Майкл О'Лири раскрыл, возможно, непреднамеренно, что руководство немного заволновалось. "Это беспорядок нашего собственного производства. Я искренне приношу свои извинения всем нашим клиентам за неудобства или беспокойство, причиненное им за прошлые выходные. Мы перепутали распределение ежегодных отпусков пилотов в сентябре и октябре, потому что мы пытаемся выделить полный годовой отпуск в девятимесячный период с апреля по декабрь", - заявил он.

Первый полет Airbus A330neo

Первый полет обновленного Airbus A330-900 в октябре также стал первым полетом и для реактивного двигателя Rolls-Royce Trent 7000, который до этого времени проходил только наземные испытания. Двигатель Trent 7000 является преемником Trent 700, который устанавливали на линейке A330. Он является производным от Trent 1000-TEN, изготовляемого для Boeing 787, и включает в себя технологию Trent XWB, которую Rolls-Royce разрабатывал для Airbus A350. Производитель двигателей утверждает, что Trent 7000 способен обеспечить тягу в 302-320 кН и сократить потребление топлива на 10%. Первым эксплуатантом A330neo станет португальская авиакомпания TAP Portugal, которая получит самолет в первой половине 2018 года.

Первые эксплуатанты Boeing 737 Max 8

Boeing 737 Max 8 - это четвертое поколение узкофюзеляжных самолетов за 50-летнюю историю семейства 737. В мае 2017 года началась коммерческая эксплуатация этого самолета, когда малазийская авиакомпания Malindo Air стала первым пользователем Boeing 737 Max 8. Месяц спустя свой флот двумя новыми самолетами пополнила Norwegian Air International, поставив их на новые трансатлантические маршруты.

В ноябре Boeing начал окончательную сборку третьего и самого маленького варианта из этой серии - Max 7, который пройдет летные испытания в производственном центре компании в Рентоне, штат Вашингтон. Boeing 737 Max 7 в окончательном варианте будет иметь 138-153 кресел и два класса обслуживания, а Boeing 737 Max 8 - 162-189 кресел, Max 9 - 178-193 кресел. Последний совершил свой первый полет в апреле, сейчас он проходит летные испытания и находится на пути к вводу в эксплуатацию в 2018 году. Также разрабатывается версия Max 10 со 188-204 креслами.

Удлиненные Airbus и Boeing

2017 год стал рубежным для удлиненных версий самолетов Airbus и Boeing. Американские и европейские регуляторы сертифицировали самую длинную версию Airbus A350 - A350-1000. Ожидается, что коммерческая эксплуатация самолета будет начата в начале 2018 года, а первым эксплуатантом станет Qatar Airways.

В марте состоялся первый полет самого нового и самого длинного члена семейства Dreamliner - Boeing 787-10. В октябре из покрасочного цеха Boeing выкатили первый экземпляр для авиакомпании Singapore Airlines, которая в мае 2018 года первой начнет эксплуатировать самолет этой модели.

Списание авиаслонов

В начале ноябре американская авиакомпания United Airlines списала свой последний широкофюзеляжный самолет Boeing 747-400. После этого шага единственным эксплуатантом осталась другая авиакомпания из США - Delta Air Lines. Но и она долго не продержалась.

17 декабря Boeing 747-400 авиакомпании Delta Air Lines выполнил свой последний международный рейс - из Сеула в Детройт. После этого самолет совершит тур по США, облетев Детройт, Сиэтл, Атланту и Миннеаполис/Сент-Пол, все бывшие хабы авиакомпании Northwest Airlines, которая в 2009 году слилась с Delta Air Lines.

В январе 2018 года Boeing 747-400 выполнит финальный полет в пустыню Аризоны, где его поставят на хранение. 

Перевод ЦТС. Текст публикуется с сокращениями.

 

Читайте также Конец эры авиаслонов: в производстве самолетов наметился фундаментальный сдвиг

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.