Украина потеряла контроль над основными инфраструктурными объектами Крымского полуострова – железной дорогой, портами и аэропортами, Керченской паромной переправой. Во всех ведомствах были назначены новые руководители, а собственность объектов перешла под управление России. Кремль, пытаясь продемонстрировать экономическую поддержку региону в первую очередь объявил о планах реализовать ряд масштабных транспортных проектов. Помимо строительства моста через Керченский пролив и создания глубоководного порта вместо так и не реализованной Тамани (при этом, власти собираются ликвидировать порты Евпатории и Феодосии), также имеется задумка довести аэропорт Симферополь до пятерки крупнейших воздушных гаваней страны. Несмотря на угрозу санкций со стороны Евроконтроля, российские авиакомпании только наращивают частоту полетов в Крым.

Читайте также Из Крыма бегут грузы: как аннексия полуострова отразилась на работе украинских портов

Воздушный мост Российские авиакомпании проигнорировали запрет на осуществление полетов над Крымом. Некоторые перевозчики даже ввели специальные тарифы на рейсы в Крым. Для примера, на рейс "Трансаэро" Москва-Симферополь стоимость перелета составит 126 долларов в одну сторону, что на 30 долларов дешевле, чем было ранее. Авиакомпания "Аэрофлот" установила на этот же маршрут тариф на уровне 210 долларов в обе стороны.   А президент России Владимир Путин поручил с 1 июня 2014 г. освободить авиаперевозки в Крым от налога на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время внутренние авиаперевозки в РФ облагаются НДС в размере 18%. Кроме того, Россия предлагает перевозчикам программу субсидирования. Одним из условий участия будет  обязательное выполнение перелетов в Крым. Также это будет одно из условий выдачи разрешений на международные маршруты.

Опасаясь того, что дальнейшие полеты на аннексированную территорию могут привести к санкциям на авиарейсах в Европу и Америку, Россия задумалась о создании отдельной авиакомпании, которая будет летать из Симферополя и Севастополя в города России. Претендентов было двое: авиакомпания Red Wings, которая полностью оснащена российскими самолетами и чеченская “Грозный авиа”. На переориентацию полетов Red Wings перевозчику требовалось около 3 млн руб государственных субсидий. В результате,  базовым перевозчиком Крыма стала чеченская авиакомпания “Грозный авиа”. Договор о базировании и техническом обслуживании был подписан между аэропортом “Симферополь” и компанией “Грозный авиа” 14 апреля.

Тем временем, пассажиропоток главных воздушных ворот Крыма - аэропорта "Симферополь" - в первом квартале сократился на 23,5% - до 96,5 тыс. человек, тогда как до оккупации аэропорт демонстрировал неплохую динамику роста.

На майские праздники очередь на паром на российском берегу растянулась на десятки километров

Улучшить статистику удалось уже в апереле. По данным Росавиации, в апреле отмечался почти четырехкратный рост авиаперевозок в Крым российскими компаниями. В апреле 2014 года в/из аэропорта Симферополя было совершено более 700 рейсов. Перевезено почти 84,9 тыс. пассажиров (туда и обратно). Это в 3,8 раза больше, чем перевезли российские авиакомпании в Крым в апреле 2013 года. За 11 дней мая российские авиакомпании перевезли столько пассажиров, сколько годом ранее перевозили за месяц.

Украинские авиакомпании, как оказалось, также заинтересованы в возобновлении работы с Крымом, однако их все-таки сдерживают возможные санкции. В расписании авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ) появились рейсы в Симферополь начиная с 27 июня. В "Госавиаслужбе" это объясняют временным ограничением действия запрета "Евроконтроля".  Кроме того, компания Air Onix заявила о желании снова базироваться в аэропорту Симферополя.

Железная дорога Последние месяцы пресс-служба “Укрзализницы” регулярно сообщает о том, что поезда в сторону Крыма курсируют согласно графику. Однако, за это время несколько раз временно приостанавливались предварительные продажи билетов на поезда в направлении полуострова, в связи с самостоятельной корректировкой расписания движения поездов самопровозглашенным госпредприятием "Крымская железная дорога" в графике на 2014-2015 гг.

По данным “Укрзализницы” в марте объемы пассажирских перевозок в направлении Крыма сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Пассажиропоток между Крымом и РФ по железной дороге сократился на 21-23%. В связи с этим  количество вагонов в некоторых поездах было сокращено. Кроме того, в связи с проверками государственной пограничной службой и самообороной Крыма поезда находится в дороге на 2-3 часа дольше. 

«Укрзализниця» также сообщила, что в первой половине мая объемы международных перевозок в Крым сократились на 59%.  За этот период с России, Белорусии и других соседних стран прибыло 16,3 тыс пассажиров, за аналогичный период прошлого года - 40,2 тыс пассажиров. С материковой части Украины в Крым прибыло более 60,2 тыс пассажиров, в то время как за аналогичный период 2013 г. - 143,8 тыс. пассажиров.

На сегодняшний день предварительная продажа билетов на внутренние и международные поезда, которые курсируют в Крым, открыта  до 1 июня, когда будет введен график движения на 2014-2015 г.

Порты В конце марта самопровозглашенный госсовет Крыма создал государственное предприятие "Крымские морские порты", в собственность которого передано имущество всех гаваней полуострова. На днях первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев на своей странице в сети Facebook сообщил, что порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование. "Проект схемы территориального планирования Крыма практически готов и будет представлен правительству РФ на утверждение к 1 июня. Приведу некоторые интересные детали транспортной части проекта: порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование; Симферополь и Феодосия получат дополнительные кольцевые дороги; Симферополь и Керчь будут соединены прямой железной дорогой (в настоящее время через Джанкой)", - написал он. Кроме того, Россия планирует предоставить портам Крыма в рамках особой экономической зоны льготный режим, который предусматривает полную или частичную отмену таможенных пошлин и налогов при ввозе и вывозе товаров.

Однако, Украина со своей стороны решила обратиться в Минюст, МИД, СНБО в связи с отсутствием возможности обеспечить безопасность мореплавания из-за политической ситуации на крымском полуострове. Некоторые международные круизные компании уже приняли решение отменить запланированные заходы в крымские порты. Например, лайнер компании Costa Deliziosa вместо захода в Ялту посетит болгарский Бургас и увеличит стоянку в Стамбуле. Другие популярные круизные лайнеры Azamara, MSC Cruises, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises и Windstar Cruises вместо Ялты и Севастополя зайдут в порты Румынии, Грузии, Болгарии и Турции. Крупнейший украинский оператор речных круизов «Червона Рута» также отменил все заходы в Ялту и Севастополь.

Что касается работы грузовых терминалов, то стивидорные компании неохотно комментируют ситуацию. В целом, по данным Администрации морских портов Украины (АМПУ) за первый квартал 2014 года грузооборот портов Крыма снизился на 28% до 2,1 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего сокращение грузооборота произошло в портах Феодосия (за счет наливных грузов) и Керчь (за счет наливных и сухих грузов).

Керченская переправа На майские праздники очередь на паром на российском берегу растянулась на десятки километров. Керченская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край, выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и грузовых железнодорожных составов. Паромы курсируют между портом “Керчь” и “Кавказ”. Но мощностей парома катастрофически не хватает. Еще в конце прошлого года Украина совместно с Россией планировали совместно построить мост через Керченский пролив. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Россия заговорила о самостоятельном проекте. На создание многофункционального транспортного перехода из госбюджета РФ в течении 5 лет может быть выделено порядка 5,6 млрд долларов. Однако, окончательная судьба этого проекта еще не ясна. Тем временем, чтобы справится с пассажиропотоком, на переправе планируют увеличить количество паромов. Сейчас на Керченской переправе работают три парома, каждый совершает за сутки до 11 рейсов туда и обратно. Пропускная способность переправы в этом году увеличилась в несколько раз, в настоящее время она составляет от 900 до 1100 машин в сутки. Планируется ввести дополнительный паром, который будет перевозить только легковые автомобили и сможет вместить до 240 машин. Суммарная вместимость трех работающих сейчас паромов - 93 автомобиля.

Несмотря на прогнозы, никакой транспортной блокады Крыма даже со стороны Украины не произошло. Исключение – блокада по воздуху, но она без проблем компенсируется увеличением рейсов из России.

export7