Способ, которым вы приобретаете авиабилеты, вот-вот может измениться. Пока мы беззаботно сёрфим в сети в поисках более выгодных предложений, за кулисами авиационной индустрии мозговитые гении, создающие тарифы, работают над все более изощренными способами их продажи. Авиационная промышленность работает над созданием технологических стандартов, которые позволили бы создать специальный тариф, предназначенный только для вас. Он должен базироваться на информации о том, как часто вы летаете, где живете, каков ваш пол, возраст и семейное положение. Правда, онлайн туристические агентства и защитники прав потребителей относятся к идее индивидуализации довольно скептически.

Резолюция 787 Пользовательские тарифы – это прекрасная идея, однако только до тех пор, пока они разрабатываются с оглядкой на пассажира. В то же время предложение отрасли, названное Резолюцией 787, пока нуждается в некоторой доработке – прежде чем регулятор в лице Департамента транспорта одобрит его для вступления в силу. При этом есть два пути. Один – путь добра, который предусматривает индивидуализацию тарифов путем установления определенного наблюдения за авиапутешественниками, при этом с возможностью для них легко сравнивать тарифы. Сдача никакой личной информации не требуется. Но есть и второй – путь зла.

Читайте также Покупать авиабилеты можно дешевле, если использовать режим инкогнито

«Если под «индивидуализацией» вы имеете в виду, что авиакомпания будет использовать некую сумму маркетинговых знаний обо мне с целью предложить специальные цены только для меня – то это не будут те тарифы, которые я хочу. Это будут тарифы, которые они хотят, чтобы я хотел! Ну как еще это понимать?» - говорит Джим Элеконик, старший инженер приложений из Толедо, Огайо. Элеконик опасается, что пользовательская цена, если ее предлагает авиакомпания, станет способом обычного грабежа, но при этом доказать его факт будет невозможно, поскольку остальные индивидуальные цены будут известны только тем, для кого они предназначены.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), которая лоббирует интересы авиакомпаний в вопросе Резолюции 787, утверждает, что индивидуальные тарифы позволят пассажирам сравнивать цены, и это станет гарантией того, что вы получаете лучший тариф. Представители IATA в Вашингтоне регулярно устраивают мультимедийные презентации для того, чтобы убедить критиков в своих благих намерениях. Однако при этом организация подчеркивает, что пользовательский тариф – это не более чем технический стандарт, поэтому она не может гарантировать, что он будет использоваться для того чтобы сделать покупки авиабилетов более легкими и простыми.

Пассажиры не верят авиакомпаниям «Один тот факт, что авиакомпании так сильно хотят это сделать, наталкивает на вывод, что это не в интересах потребителя», - говорит Рейчел Суорк, риск-менеджер из Кембриджа, штат Массачусетс.  Она боится, что авиакомпании будут использовать технологию для поиска максимальной цены, которую каждый отдельно взятый пассажир готов заплатить за билет. В результате такого подхода может получиться так, что в конечном итоге вам придется платить больше, чем при существующей системе, добавляет она.

Авиалинии преуспели в технологиях установления тарифов куда лучше, чем компании многих других отраслей промышленности.

Впрочем, индивидуальный подход к цене - это как раз то, что авиакомпании уже и так делают достаточно хорошо. «Авиалинии преуспели в технологиях установления тарифов куда лучше, чем компании многих других отраслей промышленности. Они устанавливают различные цены в зависимости от дня и времени путешествия, а также от продолжительности времени между покупкой и полетом. Пользовательские тарифы позволят авиакомпаниям делать то же самое, но уже на индивидуальном уровне», - говорит Суорк.

Конечно, есть правильный способ «подгонки» цен. Уже сейчас пассажиры чувствуют себя обманутыми из-за дробления тарифов – завуалированных плат за регистрацию багажа или возможность бронирования конкретного места в самолете. Понятно, что все это делается компаниями для того чтобы заработать больше денег. Только за прошлый год за счет всех этих дополнительных сборов авиакомпании заработали 27 млрд долл.

Индивидуализация даст авиакомпаниям возможность пересмотреть тарифы на своих собственных условиях. Однако это будет не самый честный способ повысить заработки.

Персональные тарифы должны давать потребителю возможность некоторого контроля над процессом покупки. К примеру, вы выбираете ваше любимое туристическое онлайн агентство, вводите пункт назначения и указываете для авиакомпании, что вы хотите –скажем, беспроводной интернет на борту, особенная еда или зарегистрированный багаж. При этом вы видите предложения от нескольких авиакомпаний, сравниваете их со всех сторон и делаете выбор. Это то, как идея индивидуализации выглядела бы правильной. (IATA настаивает, что все и будет выглядеть примерно так).

Путешественники также обеспокоены насчет того, как много личной информации они будут вынуждены открыть, чтобы получить индивидуальный тариф. Похоже на то, что авиакомпании постараются заполучить как можно больше информации перед тем, как они станут предлагать цену в соответствии с новым стандартом. Среди такой информации наверняка будет как минимум ваш номер часто летающего пассажира, ФИО, дата рождения и семейное положение. При этом некоторые данные, которые собираются в конце бронирования и необходимы с точки зрения безопасности, не могут учитываться при определении цены и никак не должны быть обязательно необходимы для высчитывания стоимости путешествия для вас, говорят путешественники.

Путь добра «Я не вижу проблемы в том, что авиакомпании хотят использовать технологии, чтобы помочь своим клиентам найти то, что максимально удовлетворяет их потребности. То, в чем я вижу проблему – это недостаточная прозрачность в ценообразовании, из-за чего туристические агентства и пассажиры не видят всех тарифов, которые предлагаются», - говорит Франк Хокин, онлайн-консультант из Вашингтона.

Будет ли авиационная отрасль идти по пути добра, то есть использовать технологию для того, чтобы позволить нам находить и сравнивать наилучшие цены? Джим Дэвидсон, президент Farelogix (занимается туристическими технологиями), считает, что конкуренция будет заставлять компании вести себя честно. И что до тех пор, пока пассажиры не ощутят, что на них составляют досье,  летающая публика не будет возражать против персональных тарифов.

Более того, новая технология позволит авиакомпаниям предложить вам вещи, насчет которых вы, возможно, даже не знали о том, что их хотите. Например, вы летите вместе со своей семьей и хотели бы сидеть все вместе, а к тому же рядом чтобы были розетки для зарядки вашего айпада. Индивидуализация позволит вашей авиакомпании предоставить вам специальный пакет, который гарантирует все удобства.

Дэвидсон все же надеется, что технология будет использоваться во благо, а не во зло, и с ним хочется согласиться. Главное – быть уверенными в том, что мы, потребители, готовы выбирать, что мы хотим. Вместо того чтобы о том, что мы хотим, нам говорили авиакомпании.

По материалам Usatoday.com 

Перевод Екатерины Гребеник