В первой части интервью руководитель "Укрдоринвеста" рассказала о желании реформировать предприятие и грядущей кадровой оптимизации, о дорожных проектах, которые удалось сдвинуть с мертвой точки, а также первом опыте реализации контракта OPRC и перспективах внедрения интеллектуальной системы на украинских автодорогах.

В продолжение разговора мы поинтересовались, какие тендеры будут проведены уже в ближайшее время, и почему неэффективно используются средства международных инвесторов?

О тендерах и миллионах

Возвращаясь к строительству дорог, по каким объектам намечены тендеры на ближайшее время? Какие иностранные строительные компании могут зайти в Украину?

В самом ближайшем будущем,  это март 2017 года, - это тендер на выполнение работ, связанных с разрывом контракта с TODINI. Затем март-апрель - это тендер на выполнение реконструкции с капремонтом секции от Полтавы до Харькова. Здесь уже была проведена предквалификация участников.

Если говорить о тех пяти крупных итальянских компаниях, которые в прошлом году, изъявили серьезную заинтересованность, то с ними мы находимся в постоянном контакте. Они все время интересуются торгами. Мне даже известно, что по своей собственной инициативе они осуществляли инспекцию дорог. То есть, очевидно, серьезно готовятся к участию в тендере.

Во многом, растущий интерес иностранных компаний связан с тем, что все эти контракты реализуются на условиях FIDIC. 

Во многом, растущий интерес иностранных компаний связан с тем, что все эти контракты реализуются на условиях FIDIC. Этого слова не стоит бояться - это международная ассоциация инженеров-консультантов, основная функция которых – разработка типовых контрактов. Мы работаем, в основном, с "Красной книгой" FIDIC – это контракты, которые предусматривают наличие трех сторон в реализации: заказчика, подрядчика и инженера-консультанта. Особенность "Красной книги" в том, что заказчик предоставляет подрядчику уже готовый проект. Контракты FIDIC - это свод правил. Почему это интересно иностранным подрядчикам? Потому что эти правила известны во всем мире и они абсолютно прозрачны.

В отчете Кабмина за 2016 год говорится, что "Укравтодор" направил 38 млн грн на софинансирование проектов МФО и это только 28% от годовой суммы. Почему  такая малая доля средств была задействована?

В начале каждого года "Укравтодор" планирует, какие объекты и на какую сумму будут реализованы. И, откровенно говоря, у нас всегда делаются очень оптимистические прогнозы. А на практике все всегда реализуется тяжелее. Конкретно 2016 год: подразумевалось, что TODINI выполнит все свои обязательства, соответственно, в полной мере будут оплачены все работы.  Поскольку ничего не было сделано, то и ни единого цента не было заплачено. Другой пример, планировали завершить капремонт М-05, где работает компания "Альтком". Не удалось это сделать – опять же, плановые показатели не совпали с фактическими.

А с 220 млн долларов, которые "заморозил" Мировой банк, та же история?

Это новый проект – Проект развития дорожной отрасли, который подразумевал общую сумму кредита 560 млн долл. Подписывая кредитное соглашение, все ожидали, что буквально на следующий день будет отобран подрядчик, который приступит к работе. Но на деле оказалось, что ни проектной документации, ни тендерной, ни землеотвода – ничего этого нет. Поэтому в порядке приоритезации было принято решение, что в кредитном портфеле остаются первостепенные объекты на 2017 год, а 220 миллионов, предусмотренные на объекты, которые мы физически не сможем начать реализовывать в этом году, будут частично отменены, с последующим возвращением, когда мы будем к  этому готовы. Это избавляет нас от необходимости выплачивать проценты за неиспользуемые кредитные средства.

То есть никакой "зрады"?

Никакой! Это здравое и логичное решение менеджера.

Елена Криворучко и Славомир Новак на встрече с миссией Мирового банка в Киеве.

О Славомире Новаке

Расскажите о менеджерских качествах, стиле управления Славомира Новака? Как Вам с ним работается, что изменилось с его приходом в "Укравтодор"?

Для меня он оказался действительно профессионалом своего дела. Он умеет выстраивать приоритеты: знает, что следует реализовать в первую очередь, а что позже, исходя из имеющихся ресурсов. На данный момент заместителей у него нет, он – один в поле воин. Если он сумеет подобрать себе квалифицированных замов, то, думаю, результаты работы будут ощутимы уже к концу 2017 года. С точки зрения реализации проектов МФО у нас с ним пока полное взаимопонимание.

А на каком языке Вы с ним общаетесь?

На английском. Исключительно на английском.

Но он ведь знает русский.

Русский он понимает, он его совершенствует. С большинством сотрудников "Укравтодора", которые не понимают английского, он говорит на русском.

Вы, наверное, знаете о публичном конфликте министра Омеляна с другим поляком – Войцехом Балчуном. При этом Славомира Новака министр хвалит. Как Вы думаете, за что? Учитывая, что тот пока проработал не так много времени и вряд ли есть какие-то существенные результаты работы.

По моему мнению, пробыв здесь 2-3 месяца, человек смог понять эту отрасль и выстроить первоочередные шаги по реформированию этой отрасли. Видимо, именно это и нравится министру. Потому что можно работать длительное время, вникать в проблему, но для себя так и не понять картину всего происходящего. 

О дорогах: новых, концессионных, бетонных

Новак анонсировал, что в 2018 году возможно начало строительство новых дорог за средства МФО. Какие это будут дороги?

Я более оптимистична и надеюсь, что и 2017 году будет связан со строительством новых дорог.

Можно поподробнее?

Как я уже сказала, подписан контракт на строительство обходов трех населенных пунктов. Это как раз тот случай, когда мы переходим к строительству. Это три абсолютно новых отрезка дорог, это новое строительство.

То, что в 2017 году будет новое строительство – это однозначно!

Скорее всего, господин Новак говорил о том, что в рамках кредитных портфелей мы намерены оптимизировать сэкономленные средства и, возможно, в 2018 направить, действительно, на какие-то новые проекты.

Но то, что в 2017 году будет новое строительство – это однозначно!

Каково Ваше отношение к концессионным дорогам?  Есть ли перспективы у проектов концессии дорог Львов-Краковец или Одесса-Рени?

Идея строительства таких дорог интересна, но, как по мне, то в ближайший год – не реалистична. Во-первых, реализация концессии – это контракты на достаточно длительный период времени – 25-30 лет, и ни один западный инвестор не придет реализовывать такое соглашение, если он не будет видеть здесь политическую и  экономическую стабильность. Плюс, необходимо концессионное законодательство. Сейчас ЕБРР осуществляет поддержу в совершенствовании концессионного законодательства. И принятие нового законодательства может стать первым шагом для привлечения инвесторов. Но пока это вопрос на перспективу. Но перспективу не сегодняшнего дня.

Могу сказать, что Министерство инфраструктуры встречалось по вопросу концессии с французской компанией  VINCI, но пока это все только намерения, которые, надеемся, смогут стать реальностью.

Как Вы оцениваете идею, высказанную МИУ, о строительстве бетонных дорог в направлении портов? Готовы ли международные организации финансировать такие проекты?

Это абсолютно рационально, потому что строительство бетонных дорог актуально там, где есть высокая интенсивность движения, повышенная концентрация крупногабаритных транспортных средств. Поэтому строительство бетонных дорог в направлении портов наиболее целесообразно.

Сейчас мы отбираем консультанта для разработки ТЭО транспортного коридора от Львова до Херсона, включая припортовые районы.

Я бы не стала придавать этому характер чего-то нереального для Украины – это всего лишь тип дорожного покрытия, технология – не более того. Сейчас мы с Мировым банком отбираем консультанта для разработки ТЭО транспортного коридора от Львова до Херсона, включая припортовые районы. И мы  хотим, чтобы консультант предложил не только ТЭО, но и дал проектные рекомендации по отдельным участкам, в том числе и с высокой интенсивностью движения, где могут быть построены отрезки с бетонным покрытием.

Коридор Львов-Херсон, о котором Вы говорите, подразумевает реконструкцию существующей сети дорог или строительство абсолютно новой магистрали?

Для того и нужно ТЭО, чтобы оценить ситуацию. На самом деле реконструкция или капремонт действующих дорог может стоить дороже, чем строительство новых. Поэтому вопрос требует комплексной оценки. 

Об итальянском дипломе и мужчинах-дорожниках

Давайте поговорим немного о Вас. Как Вас судьба забросила в "Укрдоринвест"?

Судьба часто забрасывает в очень неожиданные места (смеется). У меня базовое образование "международные экономические отношения", я длительное время работала в Одесской облгосадминистрации по направлению внешнеэкономической деятельности. Позже, учитывая уже имевшийся у меня опыт,  мне предложили поработать здесь, в "Укрдоринвесте" с инфраструктурными проектами. Это было в 2014 году. Я пришла как инженер первой категории.

После я выиграла грант ЕБРР на обучение в Италии по магистерской программе по управлению государственными закупками. Получила это образование, и по возвращению мне предложили возглавить предприятие.

Просто взяли и предложили? Другие кандидатуры не рассматривались?

Кандидатур, мне кажется, было большое количество. Но сыграл тот фактор, что я знала работу  этого предприятия изнутри, у меня были положительные отзывы от всех МФО, я получила профильное образование за рубежом, аналогов которого нет в Украине. Это, видимо,  дало большее количество преимуществ перед другими кандидатами.

Кто конкретно предложил Вашу кандидатуру?

Министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Он проводил длительные дискуссии касательно кандидата на эту должность даже, когда я еще находилась за рубежом.

2-3

Приходилось читать, что Вам еще только предстоит в феврале защита диплома…

Да. Я сейчас активно над этим работаю. В начале марта еду в Италию для защиты диплома.

Какая тема дипломной работы?

Тема диплома – "Закупка строительных контрактов, работ, услуг, контракты FIDIC и их реализация в Украине".

То есть о FIDIC Вы могли бы рассказывать долго…

Очень долго и много (смеется).

Боюсь, не избежать гендерного вопроса: то, что Вы женщина, усложняет или облегчает работу? Ведь согласно стереотипам, транспортная отрасль традиционно воспринимается как мужская сфера деятельности.

С точки зрения стереотипов, которые существуют, - однозначно не помогает! И приходится постоянно всем доказывать, что молодая женщина может показать более действенный результат, чем опытный мужчина-дорожник, который работает в этой сфере длительный период времени и считает себя гуру этой отрасли. Каждый день приходится это доказывать.

Но мне эта работа действительно нравится, и нравится, что я уже могу говорить о каких-то результатах в дорожной отрасли, которых я достигла, будучи женщиной.

Приходится постоянно всем доказывать, что молодая женщина может показать более действенный результат, чем опытный мужчина-дорожник.

Какое у Вас хобби?

С этой работой все хобби иссякли. Но стараюсь хоть немного времени уделять спорту. Люблю путешествовать. Но опять же с этой должностью пока нет такой возможности.

Из стран, в которых Вы побывали, чьи дороги Вы хотели бы взять за образец для Украины?

Я  могу привести пример тех стран, где находилась длительный период времени: США и Италии. В Соединенных Штатах поражает развитость сети дорог, где даже в  глухой деревне ЕСТЬ дороги, в отличие от Украины. А Италия нравится с точки зрения подхода к платным дорогам, когда можно, заплатить и ехать по скоростной дороге, при этом всегда есть альтернативные совершенно бесплатные дороги. Можно потратить немного больше времени, но нельзя сказать, что качество дорожного покрытия на таких дорогах будет серьезно отличаться.

Что Вы делали в США?

В США я была по культурному обмену, еще студенткой. Поехала на 4 месяца совершенствовать свой английский.

Ваша страница в Facebook пестрит афоризмами. Какая из цитат в полной мере могла бы охарактеризовать  Вас, как личность?

Свое жизненное кредо я бы охарактеризовала выражением  "Мечты сбываются только тогда, когда желания становятся действием". Просто сидеть и мечтать о прекрасном светлом будущем, глядя в телевизор, наверное, неэффективно. А когда ты что-то делаешь, порой с обжиганием крыльев, ты идешь к своей цели.

Читайте также Калькулятор вместо политики: есть ли будущее у проекта концессии трассы Одесса-Рени