Перевалка зерна в Одесском порту стремительно растет. Если в 2010 году на экспорт ушло 2,4 млн тонн, то в 2013-м в два раза больше – 5 млн тонн. Текущий же год, несмотря на войну, станет для порта рекордным. За девять месяцев перевалка зерна увеличилась еще на 41 процент относительно прошлогоднего аналогичного периода и составила 4,2 млн тонн.

Одесский морской порт делает сознательный выбор в пользу перевалки зерна, объявив это одним из приоритетных направлений своего дальнейшего развития – наравне с обработкой контейнеров, нефтепродуктов и развитием пассажирских круизов. Об этом заявил начальник администрации порта Михаил Соколов. В течение только ближайших пяти лет планируется привлечь порядка 12 млрд грн инвестиционных средств, среди которых – немалая доля "зерновых" вложений.

Рациональное зерно Администрация Одесского порта и стивидорные компании разработали программу по наращиванию зерноперевалочных мощностей, в результате чего соответствующие показатели должны превысить 12,5 млн тонн в год. Это позволит Одессе войти в клуб крупнейших зерновых портов Европы. В этом году это звание останется за румынской Констанцей, где ожидается перевалка выше прошлогодних 15,3 млн. тонн. Для сравнения, через Руан, главный экспортный порт Франции, в 2013 году было перевалено 7,3 млн. т.

За 4 года перевалка зерна в Одесском порту выросла в три раза

"В своем решении развивать зерновое направление мы базировались на ряде глобальных показателей, – заявил в эксклюзивном интервью Центру транспортных стратегий заместитель начальника администрации порта Руслан Сахаутдинов. – Это, во-первых, неуклонный рост населения планеты и, соответственно, объемов потребления продовольствия. С другой стороны – это низкая, по сравнению со странами с развитым сельским хозяйством, норма урожайности украинских земельных угодий, в пересчете на один гектар. На протяжении последних лет она демонстрирует устойчивый рост: только в текущем году этот показатель составил 36,9 центнеров с гектара, против 34,5 в 2013 году. В-третьих, Украина вошла в тройку крупнейших экспортеров зерна в мире, а наш годовой урожай, согласно прогнозам, в течение ближайших десяти лет вырастет до 80-90 млн тонн".

Читайте также Интервью с гендиректором "Бруклин-Киев": При громких словах со стороны государства, на самом деле, ничего не делается

За девять месяцев текущего года в Одесском порту обработано более 4,2 млн тонн зерновых грузов, что на 41% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Доля стивидорных компаний порта сегодня составляет пятую часть среди объема зерновой перевалки всех морских гаваней страны.

В порту сейчас реализуются два проекта, направленные на увеличение мощностей по перевалке зерна. Один проект – строительство причала № 1-з с зерно­перевалочным комплексом мощностью 4 млн тонн. Общий объем инвестиций – 1,2 млрд гривен., в т.ч. 860 млн грн. средств инвестора – компании "Бруклин-Киев". Второй проект – комплекс в тылу причала №4. Мощность терминала – 3,2 млн тонн. Объем инвестиций – 1,2 млрд гривен. Инвестор – компания "Олимпекс-Купе".

"Кроме того, планируется реконструкция причала №7 – с целью сооружения еще одного элеватора в его тылу. На данный момент мы находимся на этапе выбора организации по проектированию реконструкции", – говорит Руслан Сахаутдинов.

"Бруклин-Киев" оперирует причалами Хлебной гавани Одесского порта с сентября 1994 года.

Тернии на пути Вместе с тем, вопрос во многом "упирается" в развитие внутренней железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. По утверждению специалистов порта, сегодня основная проблема заключается в состоянии и пропускной способности припортовых ж-д-станций, дефиците вагонов-зерновозов и недостатке современного оборудования. Объекты инфраструктуры нуждаются в привлечении инвестиций.

"Ожидаемый рост перерабатывающей способности терминалов в ближайшие несколько лет ставит серьезный вопрос по поводу соответствия пропускной способности станции "Одесса-порт". Наши операционные подразделения внесли ряд предложений, в том числе, по развитию путевого хозяйства и самой "архитектуры" станции – для увеличения ее пропускной способности", – отметил заместитель начальника администрации Одесского морского порта. В то же время, он подчеркнул, что значительный – и пока неиспользованный – резерв заложен не столько в техническом состоянии и параметрах инфраструктуры, сколько в технологическом процессе обработки поездов, в том числе – в документарной части этого процесса. "Мы уже проводили практический эксперимент, у нас есть конкретный план, благодаря которому мы можем разгрузить железнодорожную инфраструктуру", – уверен Руслан Сахаутдинов.

По данным ЦТС-Консалтинг, экпорт зерна по железной дороге через Одесский порт за 9 месяцев 2014 года составил 3,7 млн тонн, что на 21 процент больше показателей аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, за весь 2010 год железной дорогой в порт было доставлено только 2 млн тонн зерна, в 2011 году - 2,6 млн тонн.

За девять месяцев текущего года в Одесском порту обработано более 4,2 млн тонн зерновых грузов, что на 41% больше показателей аналогичного периода 2013 года.

Здесь уместно вспомнить о том, что в конце 2013 года первый заместитель начальника Одесской железной дороги (ОЖД) Григорий Бойко рассказал о новом подходе к вопросу увеличения пропускной способности станции "Одесса-порт", который заключался в формировании поездов на дальних подходах – с подборкой по соответствующим комплексам и причалам.

Однако 2014 год, наряду с ростом урожая, "порадовал" и несколько иными новостями. В начале октября Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) заявила о тотальных проверках экспорта зерновых и масличных культур в Одесском порту государственными органами. В заявлении говорилось о невозможности свободного перемещения, вплоть до остановки, зерновых и масличных грузов, а также о том, что "проверяющие вышли за рамки предмета проверок". Коррупция и государственная зарегулированность рискуют стать еще одним важным препятствием на пути бизнеса по развитию перевалки в порту.

Читайте также Миллиард на зерновозы: что сдерживает амбиции Украины на рынке экспорта зерна

Второй блок зернотерминала Бруклин-Киев - емкости для хранения.