Верховная Рада в первом чтении приняла проект закона “О концессиях”. Документ разрабатывался по инициативе правительства Украины международными консультантами Hogan Lovells. Техническую поддержку оказал ЕБРР. Также участие в подготовке принимали МИУ, Мнистерство экономического развития и офис SPILNO. Работа над законопроектом началась еще летом 2016 года. О первых же концессионных проектах в портах впервые заговорили годом ранее, когда Министерство инфраструктуры возглавлял еще Андрей Пивоварский. Именно тогда, в качестве пилотных проектов были отобраны Херсон и Ольвия.

Несмотря на то, что закон "О концессиях" разрабатывался уже два года, в МИУ всегда придерживались мнения, что в вопросе государственно-частного партнерства все формы хороши. Речь шла о том, что маленькие порты имеет смысл отдать сейчас на приватизацию, поскольку они убыточны и содержатся за счет более крупных. Но несколько дней назад министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в концессию будут отданы все порты, чем вызвал на рынке дискуссию.

В рамках рубрики ЦТС "Разговор по сути" мы встретились с советником министра инфраструктуры Надеждой Казначеевой, главой Проектного офиса SPILNO Тарасом Бойчуком, старшим инвестиционным советником IFC Олегом Кудашовым и руководителем экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андреем Шкляром, чтобы обсудить новый закон "О концессиях", текущую ситуацию по пилотным проектам Херсон и Ольвия, роль IFC в этих проектах, а также то, какая форма государственно-частного партнерства нам все же больше подходит - концессия или приватизация.  

Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг

Сегодня в мире роль инфраструктуры пересматривается. По расчетам McKinsey, к 2030 году суммарные инвестиции в инфраструктуру только для поддержания текущих темпов экономического роста должны составить около 57 трлн долларов, значительная часть которых должна осуществиться на развивающихся рынках. Это означает, что исключительно государственных средств на эти цели будет недостаточно и правительствам необходимо будет включаться в борьбу за частные инвестиции.

Именно в этом разрезе нам необходимо рассматривать возможности концессии для Украины - как механизм прозрачного и понятного большей части цивилизованного финансового мира инвестирования. Причем, концессионные механизмы должны быть одинаково приемлемы как для greenfield так и для brownfield проектов - ведь любые, ограничивающие гибкость, с нашей стороны как государства, условия, в первую очередь, играют против нас, ведь сужают перечень потенциальных концессионеров.

Надежда Казначеева, советник Министра инфраструктуры, менеджер проектов концессии и ГЧП Офиса нацинвестиций 

Стратегией развития портов - 2038 заложено развитие государственных стивидорных компаний, используя концессию. Концессия является самым оптимальным инструментом, и два года назад МИУ приняло решение о начале подготовки реализации двух пилотных проектов - в портах Херсон и Ольвия. Большинство экспертов сходятся во мнении, что концессия - оптимальный для Украины путь развития государственных стивидорных компаний. Приватизация -  вопрос политически достаточно острый, сложный ввиду отсутствия нормальной практики. И для Украины сейчас, наверное, нужно попытаться повторить опыт Турции, где развитие инфраструктуры уже 30 лет идет через концессию.

При условии наличия эффективного инструментария, приватизацию можно провести в любом периоде времени. И в данном контексте концессия может быть подготовительным этапом приватизации, который даст возможность государству привести активы в рыночное состояние и нарастить их капитализацию. Какой у нас сейчас выбор, как у государства? Либо приватизировать маленькие порты по той цене, которую на сегодня за них предложит рынок, но это не заработок денег… мы отдаем, чтобы не терпеть убытки и не плодить коррупцию. Либо второй вариант - отдать в концессию, улучшить (модернизировать) актив и потом продать его намного дороже через несколько лет. Исходя из такой теории, концессия сейчас более правильный инструмент. Поэтому считаю необходимым сейчас сконцентрироваться на двух проектах, посмотреть, как они пойдут и тогда решать окончательно, что делать дальше с другими аналогичными активами. Сейчас самое главное - сделать ТЭО и подготовить структуру сделки.

Что касается принятия закона "О концессиях", то закон не является самоцелью - это инструмент, с помощью которого мы привлечем инвестиции. Просто с этим законом мы сделаем это быстрее, грамотнее, у нас будет больше возможностей для получения финансирования, залогов, выбора юрисдикции и прочее.

Тарас Бойчук, глава Проектного офиса SPILNO

Уже началась работа над ТЭО, мы получили информационные запросы от консультантов, и они начинают собирать информацию. После того как будет разработано ТЭО, мы должны будем внутри МИУ провести анализ эффективности. На эту процедуру у министерства есть месяц, после чего готовится вывод о целесообразности или нецелесообразности этого проекта, который подписывается министром. После этого ТЭО и отчет направляются в МЭРТ. Со своей стороны, Минэкономразвития привлекает Минфин, который смотрит на предмет бюджетной эффективности, фискальных рисков. У них есть 45 дней на утверждение или не утверждение этого вывода. На следующем этапе - согласованный вывод отправляют обратно в МИУ и, если проект был утвержден, то МИУ начинает формирование тендерной комиссии и оглашает тендер. Ориентировочно, тендер будет объявлен в конце 2018 - начале следующего года.

Подготовительная процедура к тендеру одинаковая, как по существующему закону, так и по новому. Разница состоит именно в этапе конкурса, и мы рассчитываем, что он будет проведен по новому закону. Нам ничего не мешает сделать это по текущему. К нему есть некоторый вопросы, но это не остановит концессию.

Олег Кудашов, старший инвестиционный советник IFC

Мы будем двигаться таким образом - через МИУ, АМПУ и SPILNO мы объявили, что проекты запущены, начинается анализ и, что команды IFC, ЕБРР, МИУ и АМПУ просят потенциальных инвесторов выражать интерес в этих проектах. Это был наш первый шаг, чтобы показать и в Украине, и за ее пределами, что мы начали работу. Следующий шаг - мы создаем базу данных всех инвесторов, как украинских, так и зарубежных, которые могли бы быть заинтересованы в этих проектах. С теми, кто выразит заинтересованность и зарегистрируется в нашей базе данных, мы будем более тесно работать - уведомлять о том, как развивается проект, проводить интервью. У нас есть разные форматы работы - открытые, где многие инвесторы собираются, и после презентации идут вопросы/ответы. Есть форматы индивидуального общения, в которых также есть польза, потому что инвесторы более открыты.

После того, как мы определим, кто у нас потенциальные инвесторы, будет роуд-шоу. Мы встретимся с ними и обсудим более детально план проекта. Думаю, мы организуем его за месяц до тендера в Киеве, или, если будут зарубежные инвесторы, возможно, в Лондоне. Это будет уже последний этап маркетинга, чтобы обсудить все последние детали проекта, а также, привлечь тех инвесторов, которые еще не решились участвовать в тендере.

Непосредственно детали, будут зависеть от структуры проекта. Например, если в Ольвии будет проект greenfield по зерну, который требует больших инвестиций, то нужно будет искать агрохолдинги, у которых есть грузы и финансовые возможности для реализации таких проектов. А если это будет исключительно передача порта в управление портовому оператору, то будем искать или консорциум между операторами и грузоотправителями, или же компании или инвестиционные фонды, которые умеют управлять диверсифицированным портом. Но при этом, нужно понимать, что как бы мы не хотели, в эти проекты вряд ли придет оператор контейнерных терминалов - это не их бизнес.

Думаю, что через месяц-два у нас уже будет полный список потенциальных инвесторов.

С полной версией обсуждения можно будет ознакомиться в материалах по результатам исследования проекта "Отраслевой контроль", реализуемого Центром транспортных стратегий совместно с компанией Deloitte, и посвященного проблематике реализации проектов государственно-частного партнерства в инфраструктуре Украины.