Груженый южноафриканским углем балкер Scotian Express пришвартовался к первому причалу Ильичевского порта пасмурным ранним утром 23 октября. К прибытию судна (маршрут порт Ричардс Бэй – Ильичевск) в боевой готовности находились два стационарных перегружателя, три ковшовых погрузчика и целая колонна самосвалов "Татра". По команде перегружатели "зажужжали" – и ковши погрузились в трюмы судна. Они перемещали уголь на перекрытую бетонной заградой площадку, где за дело принимались погрузчики, к которым потянулись самосвалы.

У многих специалистов портовой отрасли ноу-хау Ильичевского порта вызывало ироничную улыбку: дело в том, что уголь переваливали на контейнерном терминале. Перегружатели для контейнеров, которые использовали в Ильичевском порту, очевидно, не самая дешевая технология для перевалки навалочных грузов – слишком высокая себестоимость. Так, если один подъем контейнера весом до 20 тонн груза обходится в $150 (то есть, около $7,5/т), то 1 подъем ковша-грейфера весом до 10 тонн стоит $4,5/т. – разница почти в 2 раза. И это не считая дополнительных затрат на погрузку-выгрузку угля на автомобили, транспортировку на склад и только затем – погрузку в вагон. Тогда как, к примеру, на специализированном угольном терминале компании ТИС все эти операции заменяет конвейерная лента.

Около 4 процентов мировых запасов угля, 12 место на планете по объему добычи, более 80 млн тонн ежегодно, 160 работающих шахт – все это было актуальным еще совсем недавно. Теперь же война на Донбассе заставила Украину, знаменитую своей угледобывающей отраслью, закупать топливо за рубежом, чтобы пережить грядущую зиму. Только до конца текущего года, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, необходимо до 4 млн тонн угля.

"Наш порт полностью готов к приему этого груза, к тому же, с таким видом топлива мы неоднократно работали и раньше, – заявил директор государственного предприятия "Ильичевский морской торговый порт" (ГП "ИМТП") Юрий Крук. – Обработка судна будет производиться на двух причалах: сначала здесь, на причале №1 – самом глубоководном в порту. А потом, по мере уменьшения осадки балкера до 11,2 метра, перешвартуем его на рудный терминал, где будем завершать выгрузку".

Ричардс-Бэй - один из крупнейших угольных портов мира

Ряд СМИ писали о возможной опасности для здоровья жителей Ильичевска, которые будут вынуждены дышать угольной пылью, ведь портовые терминалы расположены довольно близко от жилой зоны. Впрочем, официального подтверждения эти опасения так и не получили.

Директор ГП "ИМТП" подчеркивает, что все технические и экологические требования учтены – и никакой опасности нет. Портовики также подтверждают, что можно не волноваться. "Наша команда раньше работала с углем из Южной Америки, он чем-то похож на этот, тоже очень мелкий. Так что технология выгрузка нам знакома, ничего сложного в этом нет", – говорит бригадир Иван Соколовский. Впрочем, вопрос о необходимости строительства в Украине закрытых терминалов по перевалке угля в связи с увеличением его объемов становится только еще более актуальным.

Первый уголь из ЮАР прибыл в Украину в рамках контракта, заключенного между государственным предприятием внешнеэкономической деятельности "Укринтерэнерго" и Steel Mont Trading Ltd. с британской пропиской. Компания хорошо известна в узких кругах: на крупнейшей специализированной выставке Coaltrans никто из крупных глобальных трейдеров ее не знал. Зато компания хорошо знакома мелким украинским торговцам углем, но на все вопросы о бизнесе Steel Mont Trading Ltd. они лишь широко улыбались и советовали обращаться за деталями в Минтопэнерго. Удалось только выяснить, что в самой ЮАР реальным хозяином компании называют индуса Раджеша Сарайя, который проживает в Украине. Пресс-секретарь ГП "ИМТП" Ирина Чибирова сообщила, что контракт предусматривает поставку в Украину 1 млн тонн энергетического угля из ЮАР, а объем первой партии, прибывшей в Ильичевск на борту Scotian Express, составил 84,2 тыс. тонн.

Уголь отправитьса на Трипольскую ТЭС в Киевской области и Змиевскую ТЭС в Харьковском регионе

Обработка судна продлится пять-шесть дней. Портовики намерены работать с интенсивностью выгрузки 15 тыс. тонн в сутки. "Мы задействовали в процессе три погрузчика и двенадцать автомашин. Но уже сейчас, по ходу работ, видно, что добавим четвертый погрузчик, так как выгрузка из трюмов немного опережает остальные операции", – отметил начальник терминала №1 Юрий Расовский.

Каждые два из трех сухогрузов с энергетическим углем из ЮАР будут обрабатываться в Ильичевском морском порту, остальные - в Южном

Самосвалы отвозят уголь на специальную площадку, где он будет загружаться в железнодорожные вагоны. В планах предприятия – выйти на режим отгрузки трех "маршрутов" в сутки, то есть железнодорожных составов по 50-60 вагонов. Далее уголь пойдет по железной дороге в Киевскую (станция "Триполье-Днепровское") и Харьковскую (станция "Лиман") области – соответственно для Трипольской и Змиевской ТЭС.

Уголь был доставлен британской компанией Steel Mont Trading

К слову, Ильичевский порт будет принимать два из каждых трех "панамаксов", которые везут уголь из ЮАР в Украину. "В связи с тем, что мощности всех угольных терминалов, работающих в акватории порта "Южный", перегружены, основная задача в этом случае была поставлена нам. Для обработки импортных грузов и их вывоза Ильичевский порт лучше подготовлен: в "Южном" большие глубины, но у нас есть свои преимущества – в части станций и погрузки на вагоны", – отметил Юрий Крук.

В начале ноября в Украину прибудет второй сухогруз с углем. На борту Bottiglieri Challenger находится 83,2 тыс. тонн черного топлива. По словам директора ГП "ИМТП", переход из порта Ричардс Бэй в Ильичевск длится около месяца. Сейчас в пути – два судна, еще одно находится под погрузкой в Южной Африке.

Читайте также Грузопотоки угля в Украине: разворот на 180 градусов