Опубликованная на минувшей неделе на портале ЦТС статья, касавшаяся принятия закона о внутреннем водном транспорте, вызвала общественный резонанс и породила очередной цикл обсуждений среди отраслевых экспертов. А Министерство инфраструктуры организовало на своей площадке публичную дискуссию с представителями международных финансовых организаций, Европейского Союза и основных участников рынка, чтобы в очередной  раз услышать мнения сторон и найти в этом уравнении общий знаменатель.

Когда может быть принят законопроект и в какой редакции? Что говорит бизнес и поддерживают ли законопроект финансовые доноры и ЕС? Мы публикуем основные тезисы участников обсуждения законопроекта.

  

Владимир Омелян, министр инфраструктуры

Закон о ВВТ Украине нужен, и мы понимаем, что он получил определенное сопротивление в парламенте - было очень много спекуляций вокруг этого закона. Мы уже неоднократно обсуждали его и решили провести еще две встречи: одну на площадке МИУ, вторую - в парламенте, для того, чтобы еще раз объяснить суть законопроекта, в первую очередь для депутатов.

Министерство никоим образом не хочет ограничить отрасль. Наша цель - ее развитие, мы понимаем потенциал и все наши усилия направлены на то, чтобы речные перевозки были. Конечной целью этих двух встреч будет голосование в первом чтении в парламенте. Потом, если будут какие-то уточнения, мы сможем внести их между первым и вторым чтением.

Перевозка грузов речным транспортом в Нидерландах составляет 50%, в США - 40%, Румыния - 29%, Украина - 3% или 6,7 млн т. Мы не используем свой потенциал и должны увеличивать этот ресурс. По нашей оценке, которая совпадает с оценками международных экспертов, потенциальный объем перевозок может достичь 30-35 млн т в год.

Мы не используем свой потенциал и должны увеличивать этот ресурс. Потенциальный объем перевозок может достичь 30-35 млн т в год.

Первоочередной план действий для внутренних водных путей: первое - уже оглашены тендеры по ключевым шлюзам для приведения их в надлежащее техническое состояние. Второе - принятие базового закона о ВВТ, который включает положение четырех норматив ЕС. Третье - создание механизма финансирования речной инфраструктуры. Четвертое - дноуглубление. Пятое - интеграция законодательства ЕС.

Йоханес Бауэр, представитель Еврокомиссии в Украине

Я поддерживаю эту инициативу (Законопроект о внутреннем водном транспорте. – ЦТС). Считаю, что она важна для гармонизации украинского законодательства с европейскими стандартами в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, а также для развития национальной инфраструктуры, чтобы она стала более открытой и конкурентоспособной.

К сожалению, прогресс в этом направлении недостаточный, мы наблюдаем много провалов.

Мы проанализировали законопроект, представленный Министерством инфраструктуры и готовы предоставить свои рекомендации и обсудить их.

Мы готовим исследование, которое позволит внести рекомендации в национальное законодательство о водных путях и помочь Министерству инфраструктуры увеличить мощность отрасли.

Если говорить о конкретной поддержке данной инициативы, то сейчас мы готовим исследование, которое позволит внести рекомендации в национальное законодательство о водных путях и помочь Министерству инфраструктуры увеличить мощность отрасли. Мы готовы продолжать эти начинания.

000002

Евгений Булах, специалист Всемирного банка по транспорту

Мы рассмотрели проект закона по ВВТ и также рассматриваем в целом то, каким образом нужно изменить направления работы логистики в Украине. В рамках такой работы мало того, что привлекли иностранных экспертов, также очень тесно сотрудничаем с частными операторами, которые работают на реке и делают определенные шаги, в направлении того, чтобы сместить свои грузопотоки на реку. Мы поддерживаем основные аспекты этого законопроекта, но указываем на то, что некоторые моменты, включая речной сбор, должны быть обоснованы.

Марк Магалецкий, старший банкир Европейского банка Реконструкции и Развития

Идея заключается в том, чтобы осветить все критические аспекты развития реки: технические, финансовые, рыночные и институциональные. Прежде всего, главная цель заключается в подготовке инвестиционных проектов, которые удовлетворят ключевые потребности отрасли, и которые будут финансироваться ЕБРР или другими финансовыми институциями.

Необходимо создать возможности для участия частных инвесторов, частного бизнеса в развитии речной инфраструктуры. Техническую помощь обеспечивают международные доноры

Во-вторых, нужно создать систему управления, которая обеспечит устойчивое развитие сектора. И, в-третьих, необходимо создать возможности для участия частных инвесторов, частного бизнеса в развитии речной инфраструктуры. Техническую помощь обеспечивают международные доноры. До марта мы подпишем контракт с экспертами и начнем работать.

00003

"Нибулон"

Мы считаем, что нельзя игнорировать мировой опыт финансирования внутренних водных путей. Никто в Украине сейчас не объясняет, почему мы не используем этот опыт. МИУ хочет ввести речной сбор, не установив методологию расчета, не исследовав каким точно будет размер речного сбора… как можно принимать закон, не имея никаких расчетов? Я считаю, что нам нужно остановиться и довести работу до ума. Мы предлагаем в зал законопроект не подавать. В течение двух-трех месяцев, и совместно с бизнесом и международными финансовыми организациями обсудить еще раз документ.

Юрий Вахель, Соглава Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации

В целом проект закона позитивный, но, конечно, к нему есть замечания, и он нуждается в доработке. У меня есть два важных замечания: важно, чтобы у нас была не только прозрачность и эффективность сбора денег, но и их траты. А также  необходимо, чтобы работа по методике велась очень быстро, по аналогии с портовыми сборами, нужен механизм.

Важно, чтобы у нас была не только прозрачность и эффективность сбора денег, но и их траты

Юрий Скичко, генеральный директор "Гермес-Трейдинг"

Бизнес говорит о том, что закон нужен и нужны изменения и нужно открывать возможности для свободного формирования рынка, для насыщения рынка флотом и устранения этой проблемы. Почему-то только со стороны одного оператора мы слышим, что закон нужно пересматривать или откладывать. Действительно, есть немало замечаний к закону, но его нужно принимать для того, чтобы бизнес почувствовал какую-то стабильность и инвестиционную привлекательность. Оттягивание в который раз (этот закон обсуждается уже более 10 лет) приводит только к тому, что никто не может построить четких планов, а, соответственно, инвестировать. Заходить в инвестиции, не понимая, как они защищены, - это неправильно. Закон является гарантией в нашем инвестиционном поле.

Нужно создать условия для того, чтобы инвестиции в судостроение были больше, чем в Турции или Румынии. Мы на стороне судостроителей. Мы за то, чтобы лизинговые компании работали в защищенном налогообложении и не чувствовали неравных условий для работы. Но мы фактически не имеем этого рынка флота, и мы хотим его получить путем открытия реки для иностранных судов. 

Оттягивание в который раз приводит только к тому, что никто не может построить четких планов, а, соответственно, инвестировать.

Изначально бизнес был против речного сбора, и мы не хотели дополнительных нагрузок на перевозки по рекам. Поэтому мы стремились исключить и все существующие сборы и прийти к максимально свободному формированию цены без каких-либо нагрузок. Но, с точки зрения понимания ситуации в стране, бизнес пошел встречным предложением - согласиться с тем сбором, с учетом того, что только принят Закон о дорожном фонде. Но только при условии, что этот речной сбор должен быть меньше, сегодняшних сборов на реке и, что через два-три года ситуация с бюджетной наполняемостью будет лучше и впоследствии сбор уберут.

Борис Козырь, зампредседателя комитета ВРУ по вопросам транспорта

Бизнес дал четкий сигнал депутатскому корпусу и власти – ждать больше нельзя, нужно в кратчайшие строки принять законопроект о внутреннем водном транспорте в первом чтении. И незамедлительно приступить к подготовке законопроекта ко второму чтению, а также разработке методики начисления речного сбора.

Очевидно, что развитие речной инфраструктуры и привлечение инвестиций невозможно без принятия законодательной базы.  К тому же представители Европейской комиссии  четко заявили, что  без выполнения Украиной обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС в речной сфере, финансирование развития рек Украина не получит.

Очень важно то, что на этом этапе руку помощи нам протянули международные участники круглого стола, заявив о полной поддержке нашей инициативы.

Так, офис технической помощи США делегирует советника, который будет помогать Министерству инфраструктуры Украины создать стабильную финансовую систему речного транспорта Украины. Представительство ЕС в Украине также заявило о поддержке инициативы развития Днепра и законопроекта, потому что он отвечает европейскому законодательству.

Поэтому я убежден, что очень скоро Украина сделает свой первый шаг в направлении развития реки в соответствии с мировыми нормами и стандартами.

 Читайте также Все "за", один "против": кому выгоден закон о речных перевозках